Интервью-подкаст с абсолютным победителем ВсОШ по истории среди одиннадцатиклассников Михаилом Раскиным

Разговор об исторических сериалах, выборе наставника, местах силы, монополизации олимпиады и о том, как стать абсолютом, если завалил школьный этап. Беседует корреспондент Всеросс-live Степан Антропов.

Слушайте подкаст по ссылке: https://vk.com/podcast-174844495_456239027

Всеросс-live: Добрый день, дорогие друзья, в эфире «Всеросс-live», и сегодня с нами — абсолютный победитель ВсОШ по истории, ученик 11 класса из Саратова Михаил Раскин.

Михаил: Всем привет!

Всеросс-live: Михаил совершил героический поступок, потому что час назад прилетел и сразу вышел с нами на связь. Расскажи, откуда ты прилетел и куда?

Михаил: Я прилетел в Москву из Саратова с личными целями, в том числе — встретиться с моим тренером, который готовил меня ко всероссу, и ещё — просто отдохнуть и набраться сил перед возвращением в школу и возобновлением учебы, от которой я уже отвык.

Всеросс-live: Как проходит подготовка ко всероссу в Саратове?

Михаил: Начать, наверное, стоит с грустного: как и во многих регионах, кроме Москвы, Московской области и некоторых других, в Саратовской области достаточно слабо развита олимпиадная подготовка, можно даже сказать, что на профессиональном уровне её практически нет. Конечно, у нас есть председатель региональной комиссии, который занимается этим, он берёт себе несколько учеников, занимается с ними, но я бы не назвал это доступной подготовкой. Поэтому остаётся либо самостоятельное изучение, либо занятия дистанционно с преподавателями и тренерами других сборных, как это сделал я. Если честно, меня этот факт несколько печалит — и, используя свою привилегию, я бы хотел поспособствовать развитию олимпиадной подготовки в нашем регионе. Я сейчас вижу многих талантливых ребят, занимающихся не только историей, но и по другими предметами, которые готовы работать, но не знают, как им заниматься, кроме базовой самоподготовки. Подобная ситуация, конечно, требует мер. Всё же монополизация всеросса — это данность, которая несколько удручает жителей нестоличных регионов.

Всеросс-live: То есть ты думаешь, что Москва всё-таки монополизировала всеросс?

Михаил: Про полную монополизацию, думаю, сложно сказать, учитывая то, что мне удалось победить (смеётся) и есть много других ребят из моего региона. Но в плане подготовки — Москва не на шаг, а на десять шагов впереди многих регионов, где подготовки либо нет совсем, либо на любительском уровне.

Всеросс-live: Про наставника. Если поспрашивать призёров и победителей прошлых лет, то каждый скажет, что одно из самых важных в подготовке — это правильный выбор наставника. Ты же занимался не просто с преподавателем, а с тренером сборной Москвы по истории. Расскажи, как так получилось?

Михаил: Вышло это случайно. До этого я готовился сам, пробовал курсы, но мне не очень понравилось, я больше предпочитал самоподготовку. Однажды мой друг за месяц до регионального этапа переслал мне запись о наборе учеников в одной группе. Я заинтересовался, решил попробовать и не пожалел — получил много полезных навыков перед региональным и заключительным этапами.

Всеросс-live: Что лучше — два часа самоподготовки или один час подготовки с преподавателем?

Михаил: Вопрос сложный, всё зависит от самого преподавателя и самодисциплины и умения самостоятельно и настойчиво работать. В любом случае самоподготовка должна занимать значительное место — никакой преподаватель не сможет подготовить ученика и «подарить» ему победу, это должна быть самостоятельная работа. Независимо от наличия или отсутствия преподавателя нужно стараться развивать в себе чувство самодисциплины и готовность работать. Но и не нужно это возводить в абсолют — считать, что если ты не ботаешь 24 часа в сутки, то ты не возьмёшь всеросс. Я часто ловил себя на мысли, что после 15 минут занятия я хотел спать — и я шёл спать. Если учёба не идёт, лучше дать себе отдохнуть и работать на свежую голову.

Всеросс-live: А если бы ты выбирал — два часа самоподготовки или один час с преподавателем?

Михаил: В моём случае я бы выбрал час с моим преподавателем.

Всеросс-live: Конечно, олимпиадникам часто хочется поспать, отдохнуть. Я, всероссник, очень хорошо помню по своей молодости (смеётся), что в какой-то момент силы ботать пропадают сами собой. Скажи, какие мультимедийные проекты ты можешь порекомендовать при подготовке — когда хочется и отдохнуть, и узнать что-то новое?

Михаил: Есть очень хороший и известный многим олимпиадникам портал «История.РФ», на нём, насколько я помню, несколько сотен лекций о разных проблемах русской истории от профессиональных историков. Поэтому, если устал что-то читать и конспектировать, я рекомендую посмотреть лекции — там даже есть специальные курсы лекций, есть по довольно узким направлениям, есть огромный выбор — портал очень хорошо помогает, особенно — при самоподготовке.

Всеросс-live: Хорошо, мы посмотрели видео на сайте «История.РФ», силы появились, захотелось что-то прочитать, изучить. Какие книги и материалы ты рекомендуешь как обязательные перед олимпиадой?

Михаил: Я тут Америку не открою, но есть трёхтомник Нилова — очень хороший и популярный учебник, который даёт подготовку именно олимпиадного уровня и освещает весь курс русской истории. Если же углубляться, то самая опасная часть — и на региональном, и на заключительном этапах — это эссе, на котором необходима уже некоторая специализация. Здесь уже следует индивидуально смотреть, составлять списки монографий, научных статей и работ, углубляться в тему. Главное, чтобы это было интересно лично для участника — писать работу без заинтересованности невозможно. Я писал по эпохе Николая II, Революции и Гражданской войны.

Всеросс-live: Почему именно этот период?

Михаил: Во многом меня привлекает личность Петра Столыпина. Он некоторое время был саратовским губернатором, и в начальных классах нам часто рассказывали о нём как об успешном государственном деятеле. В старших классах я заинтересовался вопросом столыпинских преобразований, их переосмыслений в науке. В советскую эпоху установилось много стереотипов об этой реформе, до сих пор они часто продвигаются в науку, поэтому сейчас тема очень горячо обсуждается. В целом эта эпоха резко переходная, радикально изменившая вектор развития страны. Этим период меня заинтересовал.

Всеросс-live: Расскажи ребятам, которое ещё не определились с эпохой на региональном или заключительном этапах, по каким критериям выбрать эпоху и как понять, что она — твоя?

Михаил: Думаю, тут тоже всё индивидуально. Как ты уже сказал, нужно понимать, что эпоха твоя: если, например, ты пишешь по Столыпину, но тебя не привлекает динамика хлебного экспорта и это для тебя скучно и страшно, то лучше это не выбирать. Если есть сомнения по эпохе, рекомендую прочитать какую-нибудь известную работу, рассмотреть, например, узкую проблему в этой теме. И если тебе интересно, ты хочешь разобраться, даже возникают свои идеи и мысли по этой работе, то, конечно, это твой период — тебе будет легко готовиться по нему. Если же ты впадаешь в крайний ужас — «я наконец-то дочитаю десять страниц и заброшу это» — то стоит сменить приоритеты.

Всеросс-live: Есть такое мнение, что для лучшего понимания периода нужно посмотреть исторический сериал об этой эпохе. Расскажи, смотрел ли ты сериалы и как относишься к этой практике?

Михаил: Я не смотрел сериалы по своей эпохе, так как в сериалах всё довольно упрощённо и создает некоторые штампы в голове ученика. Но в целом я смотрел исторические сериалы по другим периодам, например, «Годунов», он мне понравился. Если рассматривать сериал как первоначальную точку, с которой начинается знакомство с периодом, то это хорошая идея, особенно если после просмотра возникнет интерес к правителю, эпохе. Но рассматривать как фактологическую подготовку не будет столь верным, всё же сериалы ориентированы не на молодых историков, а на массового потребителя. Из-за этого

всё упрощается и идеологизируется, как, например, в сериале «Троцкий», который произвел на меня достаточно негативные впечатления.

Всеросс-live: Теперь, когда ты уже абсолютный победитель, попробуй вернуться в самое начало — расскажи, как ты достиг этого «олимпиадного Олимпа»?

Михаил: Мой путь начался в восьмом классе, когда я защищал школьный проект по истории — у меня получилось неплохо, я подумал, что я великий историк. В девятом классе я записался на школьный этап, но тут оказалось, что на муниципальный этап я не прошёл. Это, конечно, подкосило уверенность, и я оставил идею олимпиад. Уже в десятом классе по совету друзей я начал более активно готовиться, ежедневно посвящать час подготовке, смотреть лекции, вести конспекты, читать монографии, хотя в тот момент ещё не выбрал период. Получилось стать призёром регионального этапа, а также победителем «Высшей пробы». Летом стал ещё более активно готовиться, в итоге удалось пройти. Конечно, этот год был не самым простым для олимпиад, но, как сказала Анна Аркадьевна Талызина на открытии, «всеросс жив». В условиях пандемии появились накладки с организацией, не удалось провести очное награждение, но я рад, что я всё же смог побывать на своём первом, и последнем, и успешном всероссе и получил массу впечатлений.

Всеросс-live: Ты первый раз был в Ульяновске? Как тебе идея проведения всеросса в разных городах?

Михаил: Да, в Ульяновске впервые. Город неочевидный для туризма, но я очень рад, что побывал здесь, с этим городом у меня теперь связаны незабываемые впечатления — от самого города и от олимпиады. Мне нравится идея, что олимпиады, особенно по истории, проводятся в разных городах России, появляется возможность съездить по стране, посмотреть на неё. Это очень важно для историка — знать страну, в которой ты живёшь, как всё в ней протекает в прошлом и в настоящем. Я надеюсь, когда-нибудь олимпиада пройдёт на Дальнем Востоке. Я бы пошутил, что в 2022 году будет столетие Генуэзской конференции, поэтому олимпиаду по истории нужно провести в Генуе (смеётся), но мне кажется, интересный вариант для следующего года — Казань.

Всеросс-live: Расскажи, в каких городах России ты уже был.

Михаил: Конечно, в Москве, был несколько раз в Санкт-Петербурге, в начальной школе часто ездил на экскурсии по Поволжью — Волгоград, Казань. Но мой опыт ограничивается европейской частью России, в будущем хотел бы посетить сибирские города и Дальний Восток — для меня интересно изучение реалий моей Родины, не только в столичных городах, но и маленьких. Летом, возможно, вместе с друзьями соберусь в Старицу — небольшой уездный город на Волге между Ржевом и Тверью. В России очень много таких маленьких и древних городов, не все привлекают внимание туристов, хотя там действительно есть что посмотреть.

Всеросс-live: Какое бы место для посещения ты порекомендовал бы для того, чтобы почувствовать историю, может быть, полюбить историю, стать частью прошлого?

Михаил: Возможно, это несколько банально, но я считаю — Соборная площадь Московского Кремля. Здесь можно почувствовать дух старины — соборы XV века, которые ознаменовывают собой новый этап истории России в качестве единого государства. Это место, где можно приобщиться к прошлому нашей Родины. Думаю, там действительно можно вдохновиться на дальнейшее изучение предмета. Хотя по всей России есть очень много мест, где тоже можно вдохновиться, — например, Смоленск, неслучайно всеросс проходил там несколько раз, город богат своим наследием. Мест много, но я бы выделил Соборную площадь Москвы — был много раз, но она не перестаёт удивлять и восхищать.

Всеросс-live: Расскажи, как тебе Москва. Думаешь ли поступать в столицу?

Михаил: Да, я планирую поступать в МГИМО. Я ещё не определился с конкретным факультетом, но то, что это МГИМО, могу сказать с вероятностью 95 процентов. Меня привлекает такая активная, даже боевая жизнь. Я несколько раз бывал в Москве, даже жил некоторое время, поэтому — да, я бы хотел в будущем жить в столице.

Всеросс-live: Последний вопрос: пять советов, как стать абсолютом по истории?

Михаил:

Совет первый — испытывайте интерес к предмету. Если все даты и процессы для вас что-то ужасное, то занимайтесь чем-то другим.

Второй совет — не перегружайтесь, старайтесь не перегорать. Если даже есть интерес, то потерять его очень просто — достаточно решить, что нужно спать три часа, а двадцать один заниматься — можно очень быстро разочароваться и в себе, и в предмете, и в жизни (смеётся).

Третий совет — не перегружайте себя чисто фактическим материалом, не забывайте по общую эрудицию — посещайте города России, смотрите советские и российские исторические фильмы, находите в развлечении что-то полезное. Попробуйте сделать историю не каторгой, а занятием, которое приносит удовольствие.

Четвёртый совет — не сдаваться! Подготовка играет огромную роль, но есть целый ряд факторов, которые могут как помочь, так и помешать. Действительно, везение играет важную роль — поэтому никогда нельзя опускать руки при подготовке. Пока ты жив — ты должен продолжать бороться (смеётся).

И пятый совет — очень важно не зацикливаться на одном предмете, хотя может показаться, что если ты занимаешься чем-то одним, то быстро достигнешь успеха. Это, конечно, верно, но не стоит ограничивать себя учебниками и лекциями, нужно всесторонне развиваться. И, конечно, не забывать про отдых — после которого ты будешь готов к труду и обороне.