Как помочь мозгу освоить новый материал?

Как учиться не больше, а эффективнее? Предлагаем вам несколько советов по мотивам одного из самых популярных курсов на Coursera Барбары Оакли «Learning How To Learn: мощные умственные инструменты, которые помогут освоить сложные предметы».

Автор: Екатерина Иванова

«Сфокусированный» и «рассеянный» режимы

Во время обучения есть периоды, когда вы сосредоточены, и время, когда вы позволяете своим мыслям блуждать. Этот несфокусированный, или рассеянный, режим столь же ценен для обучения, как и сфокусированный. Делайте перерывы, медитируйте, думайте о других вещах и уделяйте себе достаточно времени в обоих режимах.

Один из способов убедиться, что вы делаете регулярные перерывы, — следовать технике Pomodoro. В ней вы фокусируетесь на учёбе на 25 минут, после чего делаете пятиминутную паузу. Продолжительность работы и перерыва может варьироваться в зависимости от вашей задачи. Важно, чтобы у вас был регулярный перерыв. Есть огромное количество мобильных приложений и сайтов, которые помогут вам настроить таймер Pomodoro — выбирайте, что вам по душе. 

Разбиение

Идея в том, чтобы разбить изучаемый предмет на концепты. Цель — изучить все эти концепты таким образом, чтобы каждый из них стал похожим на часть паззла. Чтобы овладеть концептом, вам нужно не только знать его, но и знать, как он вписывается в общую картину.

Доктор Оакли предложила отличный пошаговый процесс изучения чего-либо. Во-первых, обзор и подготовка — это включает в себя сканирование учебника, книги или программы курса — для получения представления о более широкой картине. 

Во-вторых, особенно если вы занимаетесь дисциплиной, в которой важна практическая часть, обращайте внимание на примеры. Изучив пример решения уравнения или определённой задачи, попробуйте решить аналогичное задание самостоятельно. Повторяйте это снова и снова в разных контекстах.
Вкратце, ваше обучение должно выглядеть так: изучение общей картины + получение теоретического знания + применение его на практике (повторять цикл для каждого концепта, пока не сложится весь паззл).

Остерегайтесь иллюзии компетентности

Иллюзия знания страшнее незнания, но это именно то, к чему склонен наш мозг в процессе обучения. Очень легко заставить себя почувствовать, что вы «выучили» концепт. Например, смотреть на решение, думая, что вы знаете, как его найти, — одна из самых распространенных иллюзий компетентности в обучении. Выделение или подчеркивание также часто приводят к этой иллюзии. 

Краткие заметки на полях или стикерах, обобщающие ключевые понятия, гораздо эффективнее. А если вы работаете с материалом в электронном виде, можно использовать, например, приложение под названием Highly, которое упрощает чтение статей в интернете. Вы можете выделять в статье ключевые моменты, а в конце расширение покажет вам резюме всего, что вы выделили. После чего необходимо пересмотреть выделенные части и мысленно восстановить картину целиком. При выделении важных отрывков будьте экономными — чем они меньше, тем больше вероятность, что вы действительно запомните информацию. Это хорошо связано со следующим пунктом…

Вспоминание

Доктор Оакли также приводит научные аргументы в пользу необходимости потратить пару минут на обобщение или вспоминание материала, который вы пытаетесь выучить. Чтобы воспоминание переместилось из кратковременной памяти в долговременную, должен пройти достаточно большой период, и чем чаще вы вспоминаете выученный факт, тем быстрее это произойдёт. Кроме того, полезно вспоминать материал в разных условиях: в разной обстановке или при выполнении разных задач.

Итак, после того, как вы закончите читать эту статью (или любую другую), найдите минутку и попробуйте изложить то, что вы из неё запомнили.

Мини-тестирование

Чтобы избежать иллюзии компетентности или разрушить её, вы должны постоянно проверять, что действительно выучили материал. Вспоминание — простой пример такого мини-тестирования, но есть и другие методы. Например, во многих учебниках в конце каждого параграфа можно найти вопросы по пройденному материалу, которые мы по привычке пролистываем. Попробуйте уделить им 10-15 минут после изучения главы, и вы почувствуете, как они на самом деле полезны.

Неважно, выполните ли вы эти задания правильно. Ошибки (и их исправление) являются важным шагом на пути к закреплению вашего обучения.

Как не переучиться?

Главное — не тратить слишком много времени на повторение одного и того же материала снова и снова за один присест. Распределите его на множество сессий и используйте разные способы закрепления знаний: решайте задачи, проходите тесты, повторяйте изученное устно, рассказывайте другим, обсуждайте, делайте проекты. 

Чередование

Как только у вас появится базовое понимание предмета, можете начать использовать чередование, то есть перескакивание между задачами, требующими различных изученных методов. Научившись применять разные знания в зависимости от ситуации, вы укрепите их. Понимать, когда применять тот или иной концепт, не менее важно, чем знать, как это делать.

Процесс важнее результата

Столкнувшись с прокрастинацией, думайте о процессе, а не о результате. Мы часто откладываем дела на потом, когда нас одолевает мысль: «Хорошо, я должен сделать X». Вместо этого может быть полезно подумать: «Хорошо, я потрачу час на X», — это не утомительно, не требует долгой разбивки на задачи и помогает нам начать (это уже 90 % победы).

Метафоры и аналогии

Постарайтесь приложить целенаправленные усилия, чтобы научить кого-то тому, чему вы научились сами. При этом вам, вероятно, придется объяснять сложные абстрактные концепции на примере более простых, то есть с помощью метафор и аналогий. Эти примеры связывают ваши знания с простыми и понятными, известными вам истинами, что помогает закрепить их в памяти.

Учебные группы / работа в команде

Независимо от того, что и где вы изучаете, не нужно учиться в одиночку. Вступайте в группы по интересам в соцсетях, ездите на выездные школы и интенсивы, проходите онлайн и очные курсы. Важно, чтобы вас окружали увлечённые и целеустремлённые ребята с общими с вами интересами. На самом деле именно уникальность людей, с которыми вы учитесь, и ваши совместные обсуждения делают то, что вы изучаете, незабываемым.


Барбара Оакли — американский профессор инженерии в Оклендском университете и Университете Макмастера, чьи онлайн-курсы по обучению являются одними из самых популярных массовых открытых онлайн-курсов в мире. Она участвует в нескольких областях исследований, начиная от STEM (science, technology, engineering and mathematics) и заканчивая методами обучения.

Оакли написала книгу «Разум для чисел: как преуспеть в математике и естественных науках (даже если вы завалили алгебру»). А также стала соавтором самого популярного в мире онлайн-курса «Learning How To Learn: мощные умственные инструменты, которые помогут освоить сложные предметы», основные выводы из которого мы предлагаем в этой статье.