«В последнюю очередь мы хотим проверять знания». Интервью с членом жюри ВсОШ по астрономии Олегом Угольниковым
Пока участники всеросса по астрономии пишут первый тур, у жюри вся работа еще впереди. Мы воспользовались этим моментом, чтобы поговорить с членом жюри Олегом Угольниковым о заданиях этого года и о том, чем так уникальна и интересна астрономия.
Автор: Евгения Ларина
Есть ли уже первые впечатления от олимпиады?
Пока впечатлений мало, ребята в большинстве своем еще пишут. Но в целом криков о том, что задания сверхсложные, я не слышал. Собственно, это и не предполагалось: задания вполне доступные.
Можно ли проследить какие-то тенденции, изменения в заданиях за последние годы?
В среднем задания становятся сложнее. Мы отслеживаем ситуацию, реальный уровень параллелей. Мы знаем, какие параллели сильные, какие слабые. Всё это, конечно, учитывалось. Мы должны учитывать, какое число участников, сколько у нас может быть победителей и призеров, обстановку вокруг: олимпиада проводится еще по антиковидным правилам.
Кстати, в этом году астрономия пока один из немногих предметов, где сохраняется много дистанционных мероприятий.
Мы не стали менять формат, потому что год назад все прекрасно сработало. А очные апелляции были как раз очень тяжелые: на нее был выделен один день, число участников большое, все в порядке живой очереди… Это было труднее распланировать, чем просто удаленные сессии, которые прекрасно прошли в прошлом году. Сказалось и то, что формат другой: сейчас у нас нетестовый тур остался один, соответственно, задач, по которым есть апелляции, меньше, и всё это происходит достаточно оперативно.
Что в первую очередь хотят проверить или развить в участниках олимпиады по астрономии?
В последнюю очередь мы хотим проверять у ребят какие-то знания. Знания у них есть. Более того, мы прекрасно понимаем, что они умеют считать, и считать даже сложные вещи. Это всё было проверено на региональном этапе. Конечно, мы стараемся писать задачи, где надо именно думать, где ход решения не очевиден с самого начала. С другой стороны, если дать таких задач много, не все цели олимпиады будут выполнены, поэтому мы ищем баланс.
И это удается сочетать с тестовыми заданиями?
Да, потому что тестовая задача не проверяет знания вообще. Хотя — казалось бы! Это отдельная тема: как делать тестовые задачи так, чтобы они учили думать.
Вы упомянули различные уровни параллелей. Что можете сказать про параллели этого года?
Про 9 классы всегда надо аккуратно говорить, потому что они впервые в финале. Они очень мощно написали региональный этап, но он был простой. Мы знаем, что с нынешней параллелью 10 класса, к сожалению, проблемы. А вот параллель 11 класса одна из самых сильных за последние годы. И это было учтено при составлении заданий.
Где в жизни или профессии смогут применить свои знания школьники, которые знают астрономию на таком уровне?
Астрономия — это мультинаука. В ней есть задачи по физике, химии, литературе, истории. В принципе, человек, который способен с этим работать, может развиться где угодно. Профессиональными астрономами станет меньшинство, мы это прекрасно понимаем, но люди не теряются.
Вопрос для вдохновения ребятам: чем вас заинтересовала астрономия, когда вы только ею увлеклись?
Лунное затмение увидел, и меня это зацепило. Я не знал о нем, мне объявили. Календаря у меня тогда не было — маленький я совсем был. Посмотрел на небо: с Луной что-то не в порядке! На самом деле эта наука меня всегда привлекала многоплановостью, потому что там раздолье и для физики, и для химии, и для всего, что хотите, — это просто наука обо всем вокруг нас.
Что посоветуете ученикам перед следующим туром?
Спокойствия и хорошего настроения! Всё!