Цефеиды и катастрофы, физика и история: чем запомнились участникам задания всеросса по астрономии

После первого тура еще сложно делиться впечатлениями от олимпиады, ведь в голове мысли только о решенных и недорешенных заданиях, обидных ошибках и неожиданных озарениях. Самые увлеченные ребята продолжают решать задачи, теперь уже коллективно, собравшись вокруг одной тетрадки, другие сравнивают ответы и поддерживают друзей. Все же несколько участников нашли время обсудить с нами задания олимпиады и порассуждать о любимой астрономии.

Текст: Евгения Ларина

– Что скажете о заданиях первого тура? 

Лиза, Московская область: Самое главное — это нужный настрой и собранность. На самом деле очень много людей могут написать достаточно хорошо, чтобы добраться до границы призера. Но не у всех получается именно собраться.

Я не знаю даже, как оценить то, что я написала. Мне задания показались не очень сложными. Может быть, я не увидела в них чего-то, но они мне показались довольно последовательными и решаемыми. 

Дмитрий, Челябинская область: Все задачи были интересные. Очень жаль, что не хватило моих небольших знаний астрономии. Участие в этой олимпиаде было одной большой авантюрой. Я оказался здесь совершенно случайно. 

Игорь, Московская область: Мне запомнилась задачка-катастрофа. Задача про то, что Солнце начало расширяться и Земле приходится отдаляться от него, чтобы выжить. Кто знает, возможно, в будущем придется спасать Землю от каких-нибудь космических катастрофических явлений. Вот, дают нам понять, кто чем будет заниматься. 

 Ты планируешь заниматься астрономией дальше? 

– Конечно!

 И спасать Землю от катастроф? 

– Нуу… Скорее всего, я умру. Но я оптимист! На мой век хватит. 

Илья, Ярославская область: Хотелось бы побольше физики в заданиях, потому что я физик. Например, была задача на астероид и взрыв. Я бы хотел что-то связанное просто с его траекторией. А там подстава: какие-то частички, пылинки… А в целом понравилась шестая задача, про цефеиды. К счастью, я прямо за неделю перед олимпиадой узнал, что это такое. 

Ваня, Челябинская область: Мне тоже последняя задача очень сильно понравилась, про цефеиды. Я был уверен, что решил ее правильно, но сейчас понимаю, что где-то накосячил. Так скажем, ответы очень сильно не совпадают. 

– Но может быть, это у тебя правильно? 

– Маловероятно. Все-таки спорить со сборной Мордовии не стоит. 


– Какая была первая мысль, когда вы увидели задания?

Ваня: Первая мысль — как мало физики… Очень жалко, кстати. На регионе по физике какого-то бородатого года была почти такая же задача. Я помню, что я тогда ее решил. Но тут я сидел и просто не понимал, почему она не решается. Это был коллапс. Мне надо было просто подобрать какой-то интеграл, и я его почти подобрал, но ответ почему-то не сходился. Очень печально. 

Илья: Я полистал, увидел цефеиды и обрадовался, что хоть что-то я повторял недавно. 


– Давайте отвлечемся от заданий. У вас есть какой-нибудь любимый космический объект?

Илья: Телескоп «Джеймс Уэбб», который недавно запустили. Я рад, что в наши дни в астрономии совершаются какие-то достижения, что что-то происходит, а не только вспоминают Гагарина.

Лиза: Мне кажется, мы все должны быть благодарны нашему Солнцу!


– Чем вас так заинтересовала астрономия?

Ваня: Астрономия мне нравилась почти всегда, даже больше космонавтика, всякие ракеты… Но я этим занимался очень поверхностно, на уровне интересных фактов. Любимая книжка у меня была по астрономии в 5 лет, но потом я эту науку как-то забросил, и вот решил в этом году вспомнить. 

Астрономия — это такой предмет, который соединяет в себе многие другие. Чтобы понимать, как устроена звезда, необходимо знать химию, ядерную физику. Еще астрономия интересна тем, что в ней важен исторический фактор. В какой-то степени это и есть история — история нашего мира. Например, созвездия: почему за ними такие обозначения закрепились? Это все от древних людей. Изучая исторические данные, мы можем понять, что Крабовидная туманность появилась из-за взрыва сверхновой. Источники, по которым мы это знаем, дошли до нас от китайских астрономов из XI века. То есть астрономия затрагивает много дисциплин.

Дмитрий: Мне кажется, важно помнить, что мы в первую очередь единое население планеты Земля. Нужно любить в первую очередь свою планету.