«Вижу себя учёным-историком»: победитель ВсОШ о том, как учить историю и что потом с этим делать
Мы встретились с победителем ВсОШ-2021 по истории Фёдором Ратиным. Он поделился с нами тем, как выучить всё и не сойти с ума, посоветовал, что посмотреть и почитать, и рассказал о том, какой может быть жизнь после истфака.
Текст: Светлана Фролова
Расскажи, как у тебя возник интерес к истории?
На этот вопрос сложно ответить, потому что непонятно, как это произошло. Просто случилось.
Всё началось, когда я учился во втором классе. В это время начали издавать серию книг, посвящённых различным мировым династиям. Мне стало интересно, и я решил их коллекционировать. Потом принимал участие в конкурсе с проектом о Куликовской битве. Ездил с отцом по разным историческим местам. Когда я перешёл в среднюю школу, уже было ясно, что история интересует меня больше, чем что-либо ещё.
Изучение истории предполагает обработку большого объёма информации. Можно ли как-то облегчить этот процесс?
Мне кажется, важно умение не просто прочитать книгу и запомнить какие-то конкретные моменты, но понять содержание, рассмотреть его критически, задуматься — кто был прав, а кто нет. Когда осмысляешь материал таким образом, весь массив фактов становится очень логичным и, как следствие, более понятным. Например, начинаешь понимать, какие тенденции определяли те или иные события.
Что, как тебе кажется, самое сложное в изучении истории?
Изучение истории требует большой усидчивости. Чтение текста, работа с источником предполагают умение сосредоточиться на том, что ты делаешь. Текст надо не только прочесть, но и понять. Это непросто, потому что нужно сидеть и работать над одной задачей, не переключаясь на другие. Я знаю людей, для которых это очень тяжело.
Ещё одна сложность, с которой сталкиваешься при изучении истории, — необходимость уделять этому большое количество времени.
А помогают ли художественная литература и фильмы при изучении истории?
Очень. При этом важно понимать, что относиться к ним надо с определённой долей критичности. Не надо составлять свое представление о какой-либо эпохе или историческом деятеле только по книге или фильму. Писатели и режиссёры не историки. Они не занимаются глубоким историческим анализом, это не их работа. К любому фильму или книге надо подходить с мыслью, что они субъективны и представляют собой лишь одну из точек зрения.
Посоветуешь три лучших исторических фильма и книги, на твой взгляд?
Первым мне приходит на ум «Бедный, бедный Павел» — очень интересный фильм об эпохе Павла I. Советую также посмотреть «Турецкий Гамбит», снятый по роману Бориса Акунина. Некоторые факты были изменены, но в целом это хорошее кино про русско-турецкую войну 1877–1878 годов. И, наконец, «Борис Годунов» Сергея Бондарчука, в основе которого лежит произведение А. С. Пушкина.
Что касается книг, в первую очередь советую Акунина. У него много романов, посвящённых разным периодам истории России. Можно выбрать на свой вкус. Немало произведений с историческим сюжетом можно прочесть у Пушкина. Моим любимым всегда был как раз «Борис Годунов». У М. А. Булгакова можно почитать о гражданской войне, например в романе «Белая гвардия».
Поговорим об олимпиаде — как ты организовывал подготовку?
Основную роль играли занятия в Центре педагогического мастерства. Кроме этого, я самостоятельно прорабатывал те темы, в которых у меня были пробелы.
Какой опыт тебе принесла олимпиада?
Я окончательно понял, что мне интересна история, научился работать с источниками и историографией, написал первый научный текст и подтянул навыки устного выступления. Сейчас я учусь на истфаке МГУ, и всё это мне очень помогает при подготовке к семинарам и экзаменам, а также при написании курсовой. Кроме того, олимпиада в целом прокачала мою гуманитарную эрудицию.
После окончания истфака можно работать только учёным-историком?
Нет. Главная ценность исторического факультета состоит в том, что он даёт навык работы с большим объёмом информации. Впоследствии это можно применять в разных сферах — стать журналистом, маркетологом, пиарщиком и т. д. Лично себя я вижу учёным-историком просто потому, что мне это нравится. Но это не единственный путь.