«А оно может взорваться?»: 9 глупых вопросов об экспериментальном туре всеросса по химии
Почему соль в лаборатории нельзя есть? Можно ли устроить взрыв во время выполнения практических заданий? Эти и другие вопросы об экспериментальном туре олимпиады по химии мы задали тренеру сборной Москвы Артёму Тихонову.
Автор: Анастасия Кондратьева
Колбы, пробирки, реагенты и белые халаты – экспериментальный тур всеросса по химии является самой зрелищной и загадочной для стороннего зрителя частью олимпиады. Когда наблюдаешь за тем, как ребята ловко смешивают растворы и проводят сложнейшие реакции, возникает вопрос: как им это удаётся? Магия вне Хогвартса или просто понимание химических законов?
Корреспондентка Всеросс-live выяснила у тренера сборной Москвы Артёма Тихонова всё, что вы хотели знать об экспериментальном туре, но боялись спросить.
Теперь, когда нам известны все задания экспериментального тура, что вы как преподаватель можете о них сказать? Насколько сложными и неожиданными оказались задания этого года?
Нельзя сказать однозначно, какие задания были сложнее, а какие – легче, потому что это индивидуально для каждого ребёнка. У девятого класса был вполне стандартный качественный анализ без каких-либо ухищрений. Это хорошо, потому что девятиклассники только начинают путь в экспериментальной химии. Было бы не очень правильно давать им очень сложную задачу, ведь многие из них совсем недавно, буквально полгода назад, начали серьёзно готовиться к олимпиадам.
У десятого и одиннадцатого классов всё тоже было решаемо. Основной частью практической работы у них было титрование. От ребят требовались большая точность и следование методике. Тогда всё получалось неплохо.
А что сами ребята о них говорят?
Они по-разному восприняли работы. Большинству они показались интересными, а это – самое главное.
Для чего вообще нужен практический тур олимпиады? Неужели двух теоретических недостаточно для того, чтобы продемонстрировать знания в области химии?
Химия – всё-таки практическая наука. Все исследования сегодня, за исключением, например, компьютерных расчётов, ведутся с реальными объектами, то есть с веществами, которые синтезируют химики, а потом их анализируют. В школе мы учим теорию, но в университете, например, часов практики примерно столько же, сколько часов теории. В лабораториях в большинстве своём работа строится именно на практике. Практический тур нужен для того, чтобы проверить их подготовленность к настоящей химии в будущем.
Что может пойти не так на экспериментальном туре?
Много чего может пойти не так. Например, мы знаем из школьной программы, как проходит та или иная реакция в теории. Мы часто думаем, что всё идет именно так, как написано на бумаге. Но на практике это не всегда так. Иногда, например, осадок может не выпадать или выпадать в течение долгого времени. Олимпиадникам нужно это учитывать.
Возможно ли на экспериментальном туре провести неудачную реакцию и что-нибудь, скажем, взорвать?
Это редко получается сделать на экспериментальном туре! В экспериментах обычно используются разбавленные растворы, а не чистые вещества. Всё это довольно инертное, неактивное. Провести бурную реакцию с этими реагентами, скорее всего, не получится. Конечно, раз на раз не приходится! Но конкретно в этот раз все реактивы были чрезвычайно безопасны.
Как организаторы и составители заданий обеспечивают безопасность на экспериментальном туре?
Ребятам обязательно напоминают правила техники безопасности. Без этого никуда в любой лаборатории, на любых практических занятиях. Если в течение тура будут нарушения, если ребята что-то забудут, то наблюдатели в аудитории напомнят, что так делать не нужно. Иногда даже бывали случаи, когда снимали баллы за нарушение техники безопасности, вплоть до дисквалификации. Безопасность на экспериментальном туре превыше всего! Такая система наказаний тоже помогает обеспечивать безопасность. Когда знаешь, что тебя могут наказать, желание сделать что «противозаконное» в химической лаборатории, пропадает.
Как нужно работать с реагентами, чтобы избежать форс-мажора?
Для каждого эксперимента свои правила. Их очень много. Главные правила, которые мы все помним ещё со школы: ничего не пробовать и не трогать руками. Для этого есть шпатели или другие приспособления. Все остальные органы чувств тоже, кстати, лучше задействовать максимально безопасно, чтобы себе не навредить.
Но ведь некоторые вещества в лаборатории кажутся совсем безопасными. Например, поваренная соль. Мы используем её в быту. Её тоже пробовать нельзя? А если очень захочется?
Реактивы и вещества, которые используются в лаборатории, синтезируют в ходе химических превращений. Съедобные же вещества получают чаще всего из природного сырья. Как, например, сахар из сахарной свёклы. Вещества могут содержать разные примеси. Вещества для употребления в пищу очищают от примесей, которые могут навредить человеку. Вещества для лаборатории тоже очищаются, но от примесей, которые могут нарушить проведение химического эксперимента. Получается, что одно и то же вещество для кухни и для лаборатории – это не всегда одно и то же.
Иногда вещества в лаборатории могут содержать некоторое количество достаточно вредных для человека примесей, но быть безвредными для химического эксперимента. По этой причине пробовать то, что находится в лаборатории, ни в коем случае нельзя!
Когда я училась в школе, нам всего пару раз показывали химические эксперименты. А самостоятельно с реагентами мы и вовсе никогда не работали. Складывается впечатление, что во многих российских школах практический аспект изучения химии игнорируется. Как преповадатель, который готовит ребят к олимпиадам, вы часто сталкиваетесь с такой проблемой? С чем она связана?
Да, такая проблема действительно существует. По моему мнению, она связана с тем, что практическую работу иногда подготовить гораздо сложнее, чем обычный урок. Чтобы подготовить лабораторную работу, нужно примерно столько же времени, сколько потребуется для ее проведения. Сопутствующая проблема – далеко не во всех школах есть лаборанты, которые помогут с подготовкой. Преподаватели чаще всего физически не могут проводить лабораторные опыты. Однако я знаю большое количество московских школ, где опыты проводятся на достаточно высоком уровне. Это здорово.