«Ответ, который сложно отличить от бреда»: чем запомнился практический тур всеросса по физике

3 апреля в «Сириусе» прошел экспериментальный тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. Мы спросили у ребят, чем запомнился первый тур, и узнали, почему высокий рост может помешать выполнению практических заданий и для чего участникам впервые решили дать обе задачи одновременно.

Автор: Анастасия Кондратьева

Алексей, 9 класс, Московская область: В этот раз девятому классу попались гидростатика и электричество. Думаю, комплект для большинства был непростой. Сокомандники говорят, что электричество было сложнее, чем обычно, но у меня проблемы вызвала именно первая задача. Я понял, что надо делать, лишь за час до конца тура. В этом году, кажется, впервые в истории, задачи не были разделены по времени: все оборудование и условия выдавались одновременно. Мы узнали об этом на открытии. Это было сделано для улучшения отбора на международную олимпиаду, так как ее участники должны уметь распределять время.

Экспериментальный тур всеросса по физике. Фотограф: Владислав Зимин

Мария, 10 класс, Москва: Темой первой задачи в десятом классе была механика. У нас на столе был штатив с закрепленным на нем спиннером, вокруг которого была надета шина. Мы должны были использовать этот спиннер с шиной как блок в системе блоков с нитью и грузиками в виде гаечек различной массы. Нашей задачей было определить эффективную массу блока, а затем найти коэффициент трения нити о круглый карандаш, который нам выдали. Темой второй задачи было электричество. Нам дали комплект оборудования, состоящий из мультиметра, резистора, нелинейного элемента и серого ящика с регулируемым напряжением на одной из его клем. Задача состояла в том, чтобы сначала найти сопротивление выданного нам резистора, затем сопоставить выходы серого ящика с клемами на рисунке, а потом снять вольт-амперную характеристику нелинейного элемента и изобразить ее на графике. В целом, как мне кажется, задачи нельзя назвать нерешаемыми. Они вполне стандартные. Единственное существенное изменение заключается в том, что мы должны были сами организовать свое время, рассчитать, сколько времени мы потратим на каждую задачу. Не все справились с этим хорошо.

Егор, 10 класс, Москва: Задания первого тура представляли из себя чистую проверку способностей участника работать с приборами, потому что в обеих задачах идеи приходили к тебе чуть ли не моментально. Но при этом сложность одного из заданий заключалась в том, что его очень трудно реализовать. Другое задание вполне адекватное, потому что оно на электричество, а снять показания можно, просто соединив контакты. При этом в обеих задачах были неожиданности. В электричестве дали нестандартный нелинейный элемент. Было сложно определить, ты ошибся или так и задумано. А во втором задании были блок, сделанный из спиннера, и ответ, который сложно отличить от бреда.

Экспериментальный тур всеросса по физике. Фотограф: Владислав Зимин

Вадим, 11 класс, Московская область: В первом эксперименте нам дали колебание магнита рядом с проводящей пластинкой. Во втором нужно было исследовать вольт-амперную неизвестного элемента. В них почти не было сложных идей, надо было просто сделать аккуратно. Можно сказать, что задания были относительно простые и полностью решаемые. Первый эксперимент показался мне не очень приятным, так как магнит, колебания которого мы исследовали, находился на полу (на высоте 0,9 см, если быть точнее), поэтому приходилось сидеть или лежать на полу. А с моим ростом в почти 2 метра это было сложно! Неожиданностью стало то, что раньше я часто встречал элементы с отрицательных дифференциальным сопротивлением (ток растёт при уменьшении напряжения) в теоретических задачах, а сейчас впервые смог поработать с ними экспериментально.

Кирилл, 11 класс, Москва (а душой еще и Екатеринбург): Впервые на всероссе дали 5 часов на обе задачи, а не по 2:20 на каждую. В первой задаче рассматривались затухающие колебания магнита на стержне. Как по мне, явление крутое, но нормально ничего нельзя было измерить. Результаты отвратительные, как и сам первый прак. Второй прак был на электричество, исследование нелинейного элемента. Делался достаточно просто. Я сделал основную часть в последние 20 минут. В целом оба прака достаточно легкие, поэтому завтра ждем гробы! Сложнее всего было адекватно измерить значения и получить хоть какую-то воспроизводимость эксперимента в первом праке. Я думаю, мало кто ожидал встретить магнетизм на экспериментальном туре. Лично я ждал прак на электричество и термодинамику на долгое измерение температур и прак на колебания. Частично ожидания оправдались.