«Держите руку на пульсе»: интервью с жюри всероссийской олимпиады школьников по литературе
Прошедшая олимпиада оставила много впечатлений как у участников, так и у жюри. Как выбираются «бомбические тексты» для заданий? Почему филология — это искусство ошибок? Что нужно делать для развития креативности? На эти вопросы ответили председатель жюри Светлана Красовская, заместитель председателя Татьяна Кучина, член жюри и председатель ассоциации «Гильдии словесников» Антон Скулачев.
Автор: Елизавета Глинская
Какие впечатления у вас остались после туров?
Светлана Красовская: Я всегда рада встретиться с очень светлыми, открытыми ребятами. Конечно, работы разного уровня, но те, которые удалось почитать, у меня оставили очень приятные впечатления.
Антон Скулачев: Мне нравится, что работы очень разные не только по уровню, но и по подходу. У каждого своя стратегия, поэтому я бы не сказал, что была хоть одна работа, похожая на другую, в творческом туре особенно: кто-то шел от текста, кто-то от впечатления, кто-то от цвета. Мне всегда интересно вступать в диалог с ребятами, читая их ответы на задания. Самое яркое впечатление — это разбор работ, потому что это возможность увидеться с ними глаза в глаза и обсудить впечатления, тексты, мемы, которые родились из заданий. Так мы анализировали Кибирова, который достался 11-м классам. Видно, что им не хватило пяти часов, а мне не хватило двух суток проверки работ.
На устном туре мне было важно задать вопросы о современном звучании Пушкина, Лермонтова и других писателей, выслушать личное отношение участника к этим авторам. Я ощутил на разборе работ и на устном туре, что ребята не упорствуют в том, что придумали, они готовы ошибаться. Это хорошо, потому что филология — искусство ошибок. Мне кажется очень важной такая готовность откликаться и ошибаться.
Как выбираются тексты для заданий?
Светлана Красовская: Тексты выбираются по разным параметрам. В первую очередь они должны быть многослойными, не однолинейными, требующими начитанности, чтобы человек мог считывать в них разные культурные и семантические смыслы. Тексты также должны быть небольшими, понятными для подростков. Из таких составляющих и рождаются задания. Еще один критерий — тексты должны быть незнакомы. То есть предметная комиссия ищет тех авторов, которые не так широко известны, и при выборе больше ориентируется на XX–XXI век, так как это время расцвета жанра «рассказ» и его разновидностей.
Почему вы на открытии назвали текст «бомбой»?
Татьяна Кучина: Он сам по себе эстетически сложный, с мощным экзистенциальным потенциалом, один из тех глубоких текстов, где есть о чем думать. Я довольна и текстами, и работами, проверяла 11-е классы — были очень хорошие работы по Бакину: глубокие идеи, с пониманием дела написанные ответы.
Не пропадает ли творческая жилка к 11-му классу?
Антон Скулачев: В 11-м классе шаблонизации совсем не видно, наоборот, очень свободное рассуждение. Все-таки мы в заданиях стараемся взрывать мозг разными способами. Например, итальянским языком или картинкой, в которой ничего не понятно. Этот «взрыв мозга» хорошо воздействует на качество работы.
Как развить в себе креативность мысли после постоянной тренировки анализа текста?
Татьяна Кучина: Я только один рецепт вижу — учиться и пробовать писать в других жанрах: и статью, и эссе, и короткую заметку, и рецензию в журнал. У меня был интересный опыт: когда-то я для одного глянцевого журнала делала книжный разворот. Там была небольшая рубрика, где нужно было рассказать о новых книгах. Это было возможностью поговорить о новинках так, чтобы это было интересно, написать рецензию, которая была бы лучше, чем сама книга. Это хорошая тренировка стилистических умений. Чем больше человек пишет в разных жанрах, тем живее у него чувство стиля.
Светлана Красовская: Не стесняться собственных идей, помнить, что не боги горшки обжигают. Главное — с разных сторон оценить свою мысль и не бояться ее высказать.
Антон Скулачев: Мой совет — ничего никогда не бойтесь. Не бойтесь встречаться с собой, любить, признаваться в любви. Потому что когда ты признаешься в любви к картине или стихотворению, то внутренне становишься свободен.
Если говорить о более практических вещах… Мне кажется, что нужно не бояться расширять свое сознание чем-то непривычным, необычным, странным. Например, новым видом искусства. Читать хорошие тексты про культуру и учиться не только у филологов, но и у культурологов. Как можно больше обсуждать с друзьями кино, театр. Это важное упражнение для того, чтобы не упорствовать в своей точке зрения, поскольку в мире культуры нет абсолютных тезисов, которые нельзя подвергнуть сомнению. Разговоры и обсуждения учат не только формулировать свои мысли, но и быть гибче и чутче к позиции других. Ведь читатель должен понимать текст, желательно каждое слово.
Что вы посоветуете начинающим филологам?
Татьяна Кучина: Много читать критически. Читать не только литературную классику, но и классику науки. Начать с базовых вещей, например с Гаспарова. Постепенно изучать то, как современные исследователи смотрят на литературу, например с позиции когнитивной политики или гендерных исследований. То есть смотреть за тем, что вообще вокруг нас в мире науки происходит, держать руку на пульсе — это очень важно.