«Занимаясь только обществознанием, я бы потеряла целый мир»: как на ВсОШ помогают другие предметы?

Обществознание — комплексный предмет, и это отмечает почти каждый олимпиадник. Но есть ребята, увлечение которых обществознанием началось с другого предмета. Всеросс-live поговорил с тремя участниками ВсОШ по обществознанию этого года, которые раньше становились призерами и победителями по экономике, праву и истории. Они рассказали, почему совмещать подготовку к нескольким предметам эффективнее всего.

Автор: Полина Кулалаева

Мария Злобина, 9 класс, победитель ВсОШ по истории

Мой основной предмет – это история. Для меня она легче и понятнее, но обществознание интересно тем, что оно состоит из множества наук. На ВсОШ по обществознанию у меня нет цели взять диплом, но это интересный опыт – возможность применить знания по истории в новой для меня области.

Вообще говоря, я до последнего не знала, что поеду на общество, и поэтому больше готовилась к истории. Потом, как вернулась из Казани, у меня оставалось две недели до обществознания. Я решила обобщить знания и не брать много нового, иначе бы все спуталось. Это не было сложно: я учусь в химико-биологическом лицее и привыкла готовиться к нескольким предметам сразу. Конечно, пришлось пожертвовать профильными дисциплинами в школе. Но усилия стоили результата.

Здесь, на ВсОШ по обществознанию, чаще всего я иллюстрирую концепты на исторических примерах. А когда мне объясняют новую тему, мне нужна аналогия из истории, чтобы ее понять. Занимаясь только обществознанием, я бы потеряла целый мир, такой близкий и одновременно недостижимый. История это не только даты, это, прежде всего, люди, личности.
Также я меньше волновалась на устном туре, ведь похожую процедуру я проходила и на истории.

Георгий Мариничев, 11 класс, призер ВсОШ по экономике

Мой основной предмет — экономика, и больше всего я готовился именно к ней, потому что у меня не было диплома. Я хотел выиграть, чтобы обеспечить себе поступление в максимальное количество мест.

Сборы по обществознанию я посещал только по возможности – когда находилось свободное время. Не могу сказать, что чем-то пришлось жертвовать – в формате интенсивной работы над несколькими предметами я живу с восьмого класса. Всегда есть часть времени, которое я уделяю учебе, время для спорта, свободное время.
И, конечно, знания по экономике помогают на олимпиаде по обществознанию. Это касается не только экономических задач в первом туре, но и возможности находить логические ошибки при критике теста во втором туре. Если бы я занимался только обществознанием, я бы потерял строгость мышления, хуже бы строил логические цепочки.

Альберт Рамазанов, 11 класс, призер ВсОШ по праву

Моя олимпиадная подготовка началась с права: в девятом классе я занимался только им и не рассматривал другие предметы. Но в 2020 году заключительный этап отменили, я получил право автоматического прохода. И я решил, что нужно заняться чем-то еще, чтобы расширять кругозор.
На начальном этапе мне казалось, что обществознание и право – это несовместимые вещи. Однако в процессе подготовки я понял, что прелесть обществознания в том, что подготовка не в чтении учебников, а в реальной жизни, общении с друзьями и родителями. И вот как раз-таки мой большой опыт подготовки к олимпиадам по праву сыграл ключевую роль в написании олимпиады по обществознанию.


Очень многие в процессе подготовки к обществу воспринимают право как то, что нужно заучить – открыть пару кодексов и закрыть. Но я считаю, что право – специальная система мышления, которая основана на логике. И именно право позволяет упорядочивать социально-политические проблемы. Кроме того, правовые аргументы чаще всего самые оригинальные.

Знания по праву помогают на всех турах: на первом туре 10-15% баллов дает решение правовых задач. Во втором и третьем турах помогает умение применять правовые знания на практике. Например, требуют решить вопрос: построить космическую станцию или детский сад? Исходя из знаний налогового и бюджетного права, можно выстроить гораздо более убедительную аргументацию, нежели рассматривая социальную и научную пользу. (ред.)

У меня получалось готовиться к двум предметам одновременно благодаря грамотному распределению времени. Мне помогало составление списков тем, которые нужно выучить за день.

Изначально я ставил на право очень много, потому что к моменту 10 класса готовился к нему уже два года. От обществознания же у меня не было никаких ожиданий. Но судьба распорядилась иначе – в прошлом году я призер по праву и победитель по обществознанию. Несмотря на то, что в том году я достиг лучших результатов на обществознании, я понимаю, что во многом это благодаря правовой подготовке.
Если обратить внимание на рейтинги призеров и победителей прошлых лет, можно увидеть, что самые высокие места занимают участники, которые участвуют сразу в нескольких предметах. Это мой случай.