«Экология учит нас мыслить глобально, а действовать локально!»
Неделю назад в онлайн-формате состоялась церемония закрытия заключительного этапа всеросса по экологии. Мы поговорили с учениками Школы АПО – призёрами заключительного этапа этого года, Даниилом Репиным, биологический класс (https://clck.ru/gck5Z), и Анной Скотаревой, Школа АПО (https://clck.ru/gck5w), и узнали, в чём заключается особенность всеросса по экологии и возможно ли подготовиться к олимпиаде самостоятельно. Читайте мнения участников в нашем новом интервью.
Автор: Елена Цыбулина
Поделитесь общими впечатлениями от олимпиады: какими вам показались задания и организация тура?
Даниил: Олимпиада прошла довольно приятно. В этом большая заслуга сборной Москвы по экологии: тренеры в любое время были готовы поддержать нас и помочь подготовиться к турам, а с новыми товарищами можно было очень весело провести время! Нас поселили в уютном санатории «Зелёная роща», откуда открывались живописные виды на красоты башкирской природы: это и Лысая гора, и большое разнообразие животных на территории санатория (белки порой подбегали прямо к рукам). Условия и питание были очень комфортными, поэтому можно было полноценно настроиться перед турами.
Организация самой олимпиады была довольно обычной, не отличалась от остальных. Жаль, что в некоторых аудиториях было довольно душно и нам не выдавали перекус на время туров, но психологи сборной купили нам шоколадки, за что мы им очень благодарны! Задания были интересными: на теоретическом туре вопросы заставляли подумать, а при подготовке проекта можно было проявить креативное мышление.
Анна: Олимпиада прошла на высочайшем уровне, за что можно сказать большое спасибо организаторам и членам жюри. В этом году специфика заданий значительно изменилась, что было крайне неожиданно для всех участников олимпиады. Думаю, что это было сделано для того, чтобы мы не зацикливались на отдельных сферах этой комплексной науки – экологии, а старались рассмотреть её целостно, с разных сторон. Задания практического тура были довольно ожидаемы, поэтому особых затруднений не вызвали. Я разрабатывала проект с уклоном в техническую и экономическую сферы: внедрение НДТ (наилучшей доступной технологии) и обязательной углеродной отчетности. Например, инструментов по достижению энергоэффективности и углеродного баланса на промышленных предприятиях.
Вы учитесь в биологическом классе и в Школе АПО. Как вы считаете, возможно ли подготовиться ко всероссу самостоятельно? Расскажите, как проходила ваша подготовка?
Даниил: Всё возможно! Есть люди, которые готовятся к олимпиаде самостоятельно, при этом отлично проявляя себя. Но вряд ли можно считать эту подготовку полностью самостоятельной, ведь не стоит забывать про школьных учителей, которые дарят нам много фундаментальных знаний. Мне самому порой пригождаются аспекты из «Окружающего мира», которые я изучал, например, в 3 классе. Однако многие участники действительно черпают знания полностью самостоятельно, поглощая информацию из самых разных источников, и они большие молодцы! Самостоятельное изучение играет ключевую роль при подготовке к олимпиаде, поскольку, на мой взгляд, именно то количество материала, которое участник освоил сам, и определяет его конкурентоспособность, если не брать во внимание ещё и уровень моральной готовности, и состояния здоровья, конечно!
В этом учебном году руководство биологического класса предоставило мне возможность посещать занятия Школы АПО по экологии: там мы подробно разбирали темы олимпиады, играли в экологические игры и представляли доклады. Ещё я ездил на сборы по подготовке к заключительному этапу от Школы ЦПМ, где мы интенсивно прошли основные темы, которые могли пригодиться на олимпиаде, укрепив свою базу знаний. Также в течение года я посещал дистанционные занятия сборной Москвы по экологии, где смог систематизировать знания.
Анна: Я думаю, что в моём случае значительную роль сыграла именно самоподготовка. Я прочитала и проанализировала огромный перечень литературы: от публикаций и брошюр до книг значительных объемов. Старалась искать в интернете любые доступные видеолекции, читала статьи на ПостНауке, посещала учебно-тренировочные сборы. На основе полученных данных выстраивала логические и причинно-следственные связи, чтобы не просто заучить, а понять и осмыслить протекающие процессы, выяснить их значение. Ведь именно эти знания позволяют грамотно изложить свои мысли и донести их до членов жюри!
В чём, на ваш взгляд, главное отличие всеросса по экологии от других предметов?
Даниил: На других всероссах я пока что не был, поэтому ответить на этот вопрос мне трудно. Но могу предположить, что отличие всеросса по экологии в том, что в процессе выполнения заданий ты учишься выражать свои мысли чётко и ёмко, потому что поле для ответа маленькое и весь свой поток мыслей нужно уместить всего в 4 строчки. Думаю, в жизни лаконичность очень пригождается, поэтому получается, что на олимпиаде мы не только показываем свои знания, но и готовимся к взрослой жизни!
Анна: Главное отличие самого предмета экология заключается в его междисциплинарном характере: недостаточно владеть знаниями в одной из сфер, например, только в биологии, чтобы понять вопрос и дать на него верный ответ. Изучение и погружение в смежные с экологией науки – экономику, обществознание, географию – необходимость, ведь важно рассматривать представленную для решения задачу комплексно, с разных сторон. Таким образом, экология позволяет расширить кругозор человека, заставляет нас мыслить глобально, но действовать локально. Всеросс по экологии – это тёплая атмосфера, общение с жюри, обсуждение возможных перспектив совместной работы!
Участвуете ли вы в других всероссах?
Даниил: Да, я также участвую во всероссе по биологии, к которому я интенсивно готовлюсь в рамках обучения в биоклассе АПО. Весь год я усиленно занимался биологией, в фоновом режиме лишь посещая занятия по экологии. А уже непосредственно перед всероссом по экологии выделил промежуток времени для интенсивной подготовки именно к этому предмету, теперь готовлюсь к биологии!
Анна: Основная сфера моих интересов: экология и биология. По биологии стала уверенным призером регионального этапа. Цель пройти на заключительный этап не была поставлена, упор был сделан именно на экологию. Однако я участвовала в перечневых олимпиадах по биологии, экологии и обществознанию, результатами которых осталась довольна!