Зависимость от успеха, или четыре всеросса в кармане: Егор Патешман о своём олимпиадном пути
Затащить четыре закла? Это что, сон? Для кого-то — может быть, а для одиннадцатиклассника Егора Патешмана — реальность. В этом году он стал призером по астрономии, физике и математике, а также победителем по экономике. Каково это — получить диплом на ВсОШ по четырём разным предметам в один год? Чем обусловлен выбор олимпиад? И какие цели ставит перед собой Егор? Узнаете в нашем новом материале!
Автор: Валерия Медведик
Ты участвовал во всероссе до 11-го класса?
Да, я весьма давно в олимпиадном движении.
В моем 9-м классе, к сожалению, всеросс отменили, поэтому поучаствовать получилось только в 10-м. Я тогда прошел на три закла: математика, физика и астрономия. По первым двум я стал призером.
С чего началось твое олимпиадное путешествие?
Я начал писать олимпиады классе в пятом. Я ходил в различные кружки в школе: сначала родители отправляли, потом сам заинтересовался. Там и появилось желание и возможность принять участие.
В 7–8 я писал «Максвелл» по физике, а по математике в восьмом классе — олимпиаду им. Леонарда Эйлера. В том же году я пытался участвовать во всероссе за девятый класс, но как-то не вышло.
Ты весьма рано начал готовиться к олимпиадам и активно в них участвовать. Тебе хватало времени на прогулки и ничегонеделание?
Да, я вообще отлично ничего не делал. Да и сейчас прекрасно этим промышляю. Как говорится, вот бы был ЕГЭ по ничегонеделанию…
Я общалась со многими олимпиадниками. Они часто рассказывают, что у них бывают периоды отвращения к изучаемому предмету. Ты замечал за собой нечто похожее?
Конечно, замечал. Мне кажется, это некое периодичное явление. Примерно раз в год у меня появляется ощущение, будто бы я ничего не умею, ничего не получается и вообще я не понимаю, что делаю.
Знаешь, просто есть зависимость от успеха, которая часто развивается у олимпиадников. У меня в том числе. Например, в начале года проходит муницип, он никаких сложностей не вызывает, да и я на него не хожу последние пару лет, так как автоматом прохожу дальше. Соответственно, он не приносит абсолютно никаких эмоций.
А вот дальше, когда ты уже проходишь следующие этапы, ты очень включаешься в процесс, тебе кажется, что ты не можешь ударить в грязь лицом.
Ты упомянул некую зависимость от успеха. Скажи, это не провоцирует появление синдрома отличника?
Я не могу сказать точно. Конечно, я бы расстроился, если бы не взял диплом вообще. Так было, например, в прошлом году с астрономией. Я немного «погоревал», но не более. Не то чтобы мне было совсем плевать, просто я не делал из этого трагедии, надо было готовиться к другим олимпиадам.
Ты вообще ожидал в этом году, что у тебя получится затащить сразу все четыре всеросса?
Мне хотелось… я питал надежды. Но я не думал, что получится. Я вообще полностью уверен был только в физике.
Можешь ли ты выделить что-то, что помогло тебе достичь такого результата?
Наверное, вопрос был бы актуальнее, если бы по всем четырем заклам я был победителем. А вообще, думаю, у меня есть мотивация и желание заниматься предметом. Мне по кайфу изучать его, посещать кружки и т. д. Не было момента, чтобы я себя заставлял.
А почему именно такие предметы? Как в этот список вообще попала экономика?
Астрономия похожа на физику, экономика — на математику. Вот я и решил заодно принять участие и в этих всероссах.
Плюс у меня есть история: мой знакомый стал призером на экономике (хоть и последним в списке), при этом готовившись к заклу около недели. Я решил, что хочу так же и мне нужно попробовать свои силы. Я готовился в целом всего год, в отличие от других предметов. Но в итоге именно на экономике я взял победителя.
Еще дело в том, что я уже взял всеросс в прошлом году. Мне не нужно было участвовать в нем в 11-м классе, чтобы поступить. Отсюда вопрос: какие цели тогда ставить перед собой? На международную олимпиаду пытаться попасть я не стал, потому что ей бы точно пришлось уделить всё свое время, а меня такое не устраивает. Поэтому решил поставить себе цель — взять четыре всеросса. Как видишь, я ее выполнил.
Когда ты узнал последние результаты и понял, что взял все четыре всеросса, какие эмоции ты испытал?
Ситуация с математикой очень интересная. Сложилось так, что информация о границах баллов известна заранее. Поэтому я сразу примерно понимал, какой результат будет. Могу сказать, что никакой эйфории у меня не было. В прошлом году, возможно, такое присутствовало, потому что это был мой первый всеросс. А всеросс по математике в этом году была уже суммарно шестым. Поэтому как-то смазалось впечатление. Безусловно, я порадовался призерству, но сейчас, спустя день, осталось лишь отдаленное послевкусие этой радости.
Заключительный этап по математике для тебя последний. Чем он тебе запомнился?
Математику у меня получилось на шару взять что в прошлом, что в этом году…
На шару?..
Это значит, что мне повезло.
А чем запомнился закл?
Когда всероссы проходят в регионах, там царит какая-то своя атмосфера. Математика в этом году проходила в Саранске, и этот город определенно имеет свой шарм, какую-то самобытность. И сама олимпиада тоже. И открытие там было прикольненькое. Нелепое, конечно, но в то же время милое.
Это то, где читали математический рэп?
Да-да, рэп про математику и странные танцы. Это про него.
Итак, всеросс затащен, осталось сдать ЕГЭ. Чем ты будешь сейчас заниматься?
Весь май я буду бегать по военкоматам, потому что мне скоро исполняется 18.
Хочу похвастаться — в школе я иду на золотую медаль! Что удивительно, потому что из-за ВсОШ я очень редко посещал занятия. Поэтому сейчас я буду впахивать ради оценок.
Еще нужно готовиться к ЕГЭ по русскому. В целом я сдаю три предмета: русский, математику и физику. Физику подтверждать мне не надо, может, я от нее откажусь. По русскому надо набрать баллов 40. И по математике где-то 30. С математикой проблем не возникнет, а вот с русским я не особо лажу. Но я хожу на допы в школе, пишу там пробники, так и готовлюсь.
Куда планируешь поступать?
Я сам из Долгопрудного, тут МФТИ под боком. Так что туда. А с факультетом дело обстоит уже сложнее. Думаю, поступать на факультет физики либо на сильный факультет с индивидуальным планом обучения. Только вот там много математики и программирования, а физики почти нет. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы ее было больше. То есть хочется и с сильными ребятами учиться, и чтобы физика была. Просто в последний год я подумал, что я, наверное, физик, а не математик. Я чувствую, что физика у меня получается лучше, а хотелось бы, чтобы математика… Такая вот комичная ситуация.
Но физика ведь очень тесно связана с математикой. Почему ты их как-то разделяешь?
Они связаны, но это совсем не одно и то же. Лично мне, к примеру, проще решать задачи по физике. Я смотрю на них и сразу понимаю, какая это тема, на что обратить внимание, что применить, как решить. А вот математика, в особенности в этом году, подкачала. Я смотрел и не понимал даже, с чего мне начать.
Ты уже думал, в какой сфере хочешь работать в дальнейшем?
А вот это уже сложно. Мне через два месяца поступать, а я до сих пор не решил, куда. Что уж говорить о карьере. Скажу так, я не хочу становиться ученым, чувствую, что это не мое. Но все, безусловно, еще может поменяться.
Образование, как таковое, открывает много возможностей. Неважно, в сфере физики оно или математики. Да и переквалифицироваться особого труда не составит.
Так что отучиться бы сначала… а там уже смотреть будем.