Лучшие в своем деле: советы от авторов лучшего исторического проекта и устного выступления

Кроме обычных дипломов, на всероссе по истории есть специальные номинации от жюри. Их вручают тем, кто лучше всех справился с отдельными турами или проявил глубокие знания конкретной темы. Мы попросили нескольких обладателей специальных призов поделиться своими секретами успеха. Совпало ли их первое впечатление от своего ответа с итоговым результатом? Что помогло им выполнить задание на максимум? Читаем и запоминаем на будущее!

Лучший проект

Анна Распопина, 10 класс, Москва
Олимпиады я пишу уже несколько лет – начиналось все с Московской олимпиады школьников в 6 классе. Во всеросе участвую второй год. Это хорошая возможность применить свои знания на практике, оказаться среди единомышленников, поэтому если начнешь заниматься этим серьезно, то будет трудно бросить.

Сначала я была удивлена заданием по проекту: с такими источниками мне работать еще не приходилось. Кроме того, в этом году задание было оформлено в формате вопрос-ответ, и единая линия анализа выстраивалась не сразу. Так что я ожидала любого результата, впрочем, с проектами так всегда.

В первую очередь я ознакомилась с вопросами и прикинула, какая информация из источника даст ответ на каждый из пунктов. Постепенно все разложилось по местам. На мой взгляд, в проекте важна структура и лаконичность ответов, точность формулировок. 

При решении проекта помочь могут задания: вопросы выводят на определенный вывод. Если проанализировать формулировки задания, то можно понять направление мыслей составителя. В самом источнике стоит обращать внимание на странности и несостыковки, они могут оказться ключом к решению. Однако проект строится не только на интересных идеях: в ответы нужно писать даже очевидные вещи.

Лучшее выступление на устном туре

Артем Венгеловский, 10 класс, Новосибирская область

Во всеросе я с 9 класса. В прошлом году взял закл по истории в Казани. Для меня олимпиада это очень многостронняя вещь. В ней есть и азарт, и слезы, и нервы, и радость от победы и, конечно, замечательный коллектив других ребят олимпиадников.

Пользуясь случаем, передаю большой и пламенный привет теме эссе #13 и члену жюри, который эту тему проверял. Мои 11/50 баллов за эссе как раз и не дали стать призером. Также идея разделить участников на отряды с вожатыми мне сначала сильно не понравилась (добро пожаловать в МДЦ ВСоШ), но к концу недели мы с ними сдружились и привыкли к этой схеме. Хотя из-за этого чтобы просто погулять по Пскову нужно было пройти бюрократический ад.

Вообще я не особо рассчитывал на устник, так как на пробниках он у меня получался не очень по сравнению с другими ребятами – даже с учетом, что на пробниках всегда сильно занижают баллы. Я был очень удивлен, что рассказал устник на максимум. Я чувствовал, что он получился неплохой, но на 50 баллов я не рассчитывал. Кстати, во время самого выступления я сильно переволновался, что мне не свойственно, однако собраться тогда я смог.

По устнику каких-то уникальных советов дать я не могу. В нем главное найти баланс между темами, чтобы успеть все рассказать. Адостичь такого баланса можно только практикой. Ещё я бы порекомендовал в историческом проекте ВСЕГДА писать, на что ты ссылаешься. Я очень обидно потерял несколько баллов на этом.

Владимир Чирков, 11 класс, Кировская область

В олимпиадном движении я с 9 класса, но на ВсОШ впервые удалось побывать только уже в 11 классе. Моя подготовка проходила совместно с моим наставником, благодаря чуткому руководству которого во многом удалось достойно выступить. И конечно, присущее олимпиаднику упорство, стремление к заданным целям.

Больше всего запомнилась именно сама обстановка всеросса: с одной стороны, это непростые задания, с другой – осознание, что существует множество ребят, также увлеченных исторической наукой.

На устном туре я выступал по такому источнику, как ода Тредиаковского. Тема показалась крайне нетипичной, ведь у такого литературного произведения, как ода, есть ряд особенностей при работе с ним. С устного тура я вышел с ощущением того, что все получилось, но такой высокой оценки все же не ожидал. Я бы посоветовал бы как можно раньше принимать участие в олимпиадах, набираться опыта и знаний.