Маленькая история большой победы: Саня Семенова о ВсОШ-2024 по литературе
Всеросс состоит из личных историй побед, поражений и большой любви к предмету. Одной из таких историй с нами поделилась Александра –– для всех все-таки Саня –– Семенова, ученица 11 класса из Санкт-Петербурга. Волей судьбы мы встретились дважды: до и после того, как она узнала, что стала одним из победителей олимпиады по литературе.
Автор: Саня Печникова
И вечный бой! Покой нам только снится…
Про устный тур
Только что у нас прошел устный тур. Вообще мне показалось, что задание было очень интересным. Единственный минус заключается в том, что я его неправильно прочитала. Я подумала, что надо подобрать к каждой картинке особое произведение, а не ко всем четырем картинкам одно. И, кажется, я не одна такая.
Еще так получилось, что я попала к Татьяне Геннадьевне Кучиной (заместитель председателя жюри –– прим.ред.), –– это уже некоторый стресс. Хотя это все-таки знакомое лицо, что немножечко успокаивает. Но было очень тревожно, когда я, проговорив свой монолог три минуты, выяснила, что надо было говорить на совсем другую тему.
Жюри предложили на месте что-то сообразить, и я, конечно, согласилась, потому что понимала, что это единственный способ заработать баллы. Тем более что предыдущие два тура вроде бы не так плохо написала, и для меня критически важно получить эти 15 баллов. Поэтому я быстро переобулась и сказала, что все четыре картинки соответствуют роману Евгения Замятина «Мы».
Члены жюри частично пытались опровергнуть мою точку зрения, но я попыталась опровергнуть их в ответ. Татьяна Геннадьевна сказала, что у D-503 четкий математический ум, я же ответила ей, что главный герой лишь пытается быть четким и математическим, но его разрушает его же стремление к художественности, метафорам и образным определениям, которые он дает себе и другим. Так я поспорила с Татьяной Геннадьевной, и хотя бы ради этого стоило сходить на устный тур.
Про аналитический тур
Я удивлена, что дали Елену Шварц в качестве поэзии, потому что мне казалось, что обычно это все-таки менее известные поэты. Елена Шварц –– яркая фигура питерского андеграунда, ее стихотворения довольно сложные. И хотя то, которое привели в задании, оказалось проще того, что я у нее видела, оно все еще было насыщенным и подходящим для анализа.
Однако я выбрала прозу, потому что меня шокировало, что дали Антона Чехова. Я думала, что в 11 классе не могут предложить кого-то настолько известного. Но этот Антон Чехов был абсолютно нестандартным –– нам дали такого Антона Чехова, про которого никогда нельзя было бы подумать, что это он.
Это была пародия на романтизм, причем даже «ультрапародия»: куча восклицательных знаков, куча убийств, демонизм и вся эта история с пейзажами, которые одновременно и дождь, и снег, и 500 тысяч метеоритов. Еще до тура Татьяна Геннадьевна сказала отнестись к тексту с юмором. Я прочитала рассказ и поняла, о чем она говорила. В итоге написала максимально «стебный» анализ, в котором сказала, что Антон Чехов, говоря в общем, смеется над романтизмом и деконструирует его. На разборе Татьяна Геннадьевна даже привела цитату из моей работы и сказала, что самому писателю понравилось бы, поэтому думаю, что анализ я написала неплохой.
Примечание редактора: Саня получила-таки специальный приз от жюри за лучший анализ прозы! Как пошутила Татьяна Геннадьевна Кучина, книжка, прибывшая из Санкт-Петербурга от Игоря Николаевича Сухих (одного из бессменных членов комиссии, который в этом году не приехал на олимпиаду), поедет обратно в Санкт-Петербург.
Про творческий тур
А творческий тур мне показался довольно стандартным (такие вещи часто дают), но от этого не менее интересным. Понравилось и задание про Дон Жуана, и задание про Михаила Булгакова. Насколько я поняла, вообще всем классам попались архетипические образы. Я, естественно, не знала об этом, когда писала олимпиаду, но частично построила на архетипах свое рассуждение.
Я придумала, что у меня будет канал, который специализируется на архетипических образах и их преломлении, и, видимо, ровно такая же мысль была у составителей.
В задании привели пять стихотворений Серебряного века про Дон Жуана, и надо было описать, какие сходства есть у героев разных произведений, какие различия и как образы соотносятся с изначальным мифом.
Важно было каким-то образом выстроить структуру своего рассуждения в жанре научно-популярного очерка. Честно говоря, я не знаю, что это такое, это очень странный жанр. Очерки, мне кажется, обычно не бывают научно-популярными. При этом было указано, что эти материалы нужны для YouTube-канала, поэтому не очень понятно, важно ли было вставлять приветствие в начале и дежурное «Ставьте лайки, подписывайтесь на канал!» в конце. Но я на всякий случай написала приветствие из разряда: «Здравствуйте, это наш канал “По тропам Проппа”, здесь мы исследуем архетипические образы в литературе».
А второе задание было очень интересно именно читать, потому что там был описан спектакль «Играем Шекспира», в котором смешиваются разные произведения Уильяма Шекспира, в результате чего создается нечто новое. Есть игра с какими-то стереотипными представлениями об авторе, причем с использованием кукол — перчаточных и марионеток.
Нам предложили сделать подобное с Михаилом Булгаковым, и это было достаточно интересно. Уже на разборе услышала отрывок из одной работы 11 класса — это было просто потрясающе. Жалею, что не написала так же хорошо.
Сама я выбрала сцену из «Варьете», потому что это хорошее пространство для игры со зрителем и его вовлечения. Вдобавок в конце своего анонса я написала: «Приходя на спектакль, помните о том, что человек внезапно смертен».
К сожалению, члены жюри этого не оценили, насколько я поняла. Они решили, что это похоже скорее на антирекламу, не на анонс.
Мой Телемак, Троянская война окончена
Эмоции от победы
Сейчас я чувствую себя немного заторможенной. Как будто не до конца понимаю, что произошло. Наверное, это связано с тем, что мы узнали баллы еще вчера и могли сделать какие-то прогнозы, поэтому никакой исход не был бы неожиданным. То есть я уже морально подготовилась и к тому, что я могу быть участником, если проходной будет очень-очень большим, и к тому, что я могу быть призером, если он будет обычным, и к тому, что я могу быть победителем, если он будет низким. Поэтому я не испытывала неожиданности.
Эмоции странные, они приходят волнами, поэтому сложно пока до конца их осознать.
В любом случае, впечатления от олимпиады невероятные. С одной стороны, очень хотелось бы культурно сказать, что самое яркое из них –– музей Максима Горького, потому что он оказался действительно потрясающим. Нам попался экскурсовод, который превратил экскурсию в перформанс, и это было гениально. Я счастлива, что туда попала.
Но, наверное, я слукавлю все-таки, если так скажу, потому что мои впечатления скорее «размазаны» по всей этой неделе. Они не сосредоточены в одном дне и на одном мероприятии.
Например, я очень рада, что познакомилась с таким количеством людей, потому что и внутри питерской сборной мы не знали друг друга до всеросса. Кроме того, я встретила столько людей из других регионов и городов!
О планах на будущее
Я думала, скорее, о том, что будет, если я не возьму диплом, потому что этот вопрос сложнее, но вообще думаю, что поступлю в Москву на филфак Вышки. Наверное, я единственный из нашей сборной человек, которому нужен диплом, потому что все остальные не планируют поступать на этот факультет: кто-то на театроведение, кто-то вообще в художественный вуз. Но я очень рада за всех ребят, которые стали победителями или призерами, да и за себя тоже.
Напутствие новому поколению
Это очень странно, и, возможно, не то, что люди ждут услышать, но я бы посоветовала не отдаваться этому полностью, потому что олимпиада может съесть.
Я знаю огромное количество людей, которые ужасно эмоционально выгорели, занимаясь олимпиадами, для которых это стало просто огромным поражением для ментального здоровья. И я очень рада, что не стала таким человеком. Вообще я начала ботать только в 10-м классе и вот в 11-м продолжила.
Важно относиться к этому с какой-то долей отстраненности и осознанием, что это не конец, даже если что-то вдруг не получится: «Плохо, ежели мир вовне изучен тем, кто внутри измучен».