Как организовать всеросс по математике?
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике проходил с 16 по 22 апреля в Тюмени на площадке Тюменского индустриального университета. В соревновании участвовали более 500 учеников 9-11 классов из 75 регионов России. О том, как организовать мероприятие такого масштаба и кто над этим работал, читайте в нашей статье!
Автор: Анастасия Соловьева
За все процессы на олимпиаде: распространение бланков, инструктаж для волонтеров, работу с общественными наблюдателями, взаимодействие жюри и школьников — отвечает штаб организаторов. «На плечах штаба лежит обработка всех материалов. Мы собирали работы участников, сканировали их, выкладывали на сайт, затем относили на проверку членам жюри. Шифрование и дешифрование работ олимпиадников также происходит у нас, — объясняет начальник штаба Людмила Королькова. — После написания заключительного этапа школьники разъехались по своим городам, однако впереди были дистанционные апелляции. Мы стали информационным центром, потому что при возникновении вопросов школьники и руководители делегаций сразу связывались с нами. Безусловно, мы размещали всю необходимую информацию на сайте, Telegram-канале, отправляли письма на электронную почту, однако всё равно находились те, кто что-то не прочитал, не увидел, не понял».
Торжественное открытие и закрытие заключительного этапа Всероссийской олимпиады по математике проходили в онлайн-формате, однако два теоретических тура были проведены очно. Все дальнейшие процедуры после написания заключительного этапа состоялись дистанционно: система письменных претензий, подача апелляций, разбор работ. Людмила Королькова объясняет: «Такие меры были приняты, чтобы сократить время пребывания детей в месте проведения олимпиады и снизить вероятность их заражения коронавирусом».
В этом году для работы на ВсОШ по математике были привлечены около 150 волонтеров, отмечает руководитель волонтерского отряда Эльмира Аханова: «Большинство волонтеров — это студенты Тюменского индустриального университета, которые были хорошо знакомы с местом проведения олимпиады и с легкостью справлялись со своими обязанностями. Самое важное — это сплоченность команды и хороший инструктаж, так как каждый волонтер должен обладать всей информацией, необходимой для координации школьников и руководителей делегаций». Волонтеры были разделены на несколько блоков в зависимости от вида их деятельности. Входная группа волонтеров встречала участников в месте проведения олимпиады, отслеживала их передвижение на специально отведенных автобусах. Другая группа волонтеров отвечала за координацию школьников в корпусе. Они подсказывали ребятам расположение аудиторий, помогали разобраться тем ребятам, которые потерялись. Еще одна группа волонтеров следила за порядком в аудиториях. На них легла большая ответственность, потому что нужно было следить за соблюдением академической честности, а также мер безопасности в связи с эпидемией коронавируса. Были и те волонтеры, которые занимались организацией культурной и спортивной детальности.
Помимо соревнований школьники посетили экскурсионную и досуговую программы, где смогли отдохнуть и найти новых друзей со всех уголков страны. Такие мероприятия являются важным элементом программы ВсОШ по математике, считает начальник штаба Людмила Королькова: «Смена деятельности помогает поддерживать как физическое, так и ментальное здоровье детей, создавать дружескую, теплую атмосферу. Олимпиадная подготовка участников проходит в режиме 24 на 7, они очень волнуются, поэтому мы предоставили им возможность немножко отвлечься и переключиться».
В вечернее время для олимпиадников были организованы площадки по интересам: настолки и игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия. «Безусловно, мы учитывали, что у ребят в приоритете стоит написание олимпиады, поэтому подготовили развлечения, которые были максимально расслабляющими и не вызывали ни умственного, ни физического напряжения, — рассказывает организатор спортивно-досуговой программы на ВсОШ по математике Яна Езикеева. — Школьники играли в знакомые нам всем с детства дворовые игры: классики, вышибалы, резиночки».
Кроме того, была организована игротека, где участники со всех регионов собирались, чтобы поиграть в настольные игры — от шахмат до стратегических и бизнес-настолок. «Имаджинариум», «Уно», «Монополия», «Каркассон» — это только одни из многих настольных игр, которые были предложены школьникам. «Эта площадка пользовалась наибольшим спросом у ребят, потому что в процессе игры участники знакомятся, ближе общаются. Специально обученные волонтеры проводили для школьников мастер-классы, чтобы помочь в освоении новых игр и наладить межгрупповую динамику», — объясняет Яна Езикеева.
Также для участников всеросса по математике были подготовлены спортивные площадки: волейбол, тэг-регби и игра-квест. «Квест включал в себя всевозможные веревочные переправы и препятствия, расположенные между деревьями. Школьникам предлагалось всем вместе пройти по маршруту, чтобы познакомиться поближе, весело и активно провести время», — отмечает руководитель волонтерского отряда на ВсОШ по математике Эльмира Аханова. Ребята участвовали в спортивных мероприятиях: посещали тренировки по аэробике, играли в волейбол, а также в бесконтактное регби, где важно применять тактическое мышление и ловкость.
После написания заключительного этапа олимпиады для школьников была организована ознакомительная экскурсия по Тюмени. Участники олимпиады по математике посетили обзорную экскурсию по городу и прогулялись по набережной. «Автобусная экскурсия по городу охватывает наиболее интересные места нашего города. Участники всеросса увидели место основания города, познакомились с площадями и скверами Тюмени, посмотрели купеческие особняки начала XX века, величественные храмы, а также полюбовались на набережную реки Туры со смотровой площадки, где перед ними открылся панорамный вид на историческую часть города», — поделилась организатор спортивно-досуговой программы Яна Езикеева. Экскурсионная программа включала посещение Свято-Троицкого мужского монастыря, площади Борцов революции и Исторической площади. «У ребят остались только положительные впечатления, они купили памятные сувениры и обещали снова вернуться в Тюмень, чтобы узнать город еще лучше».
В этом году ВсОШ по математике прошла в новом гибридном формате, однако организаторы успешно справились со своей задачей и предусмотрели все возможные риски. Начальник штаба Людмила Королькова считает: «Организуя мероприятие такого масштаба, важно помнить, что оно нацелено в первую очередь на школьников. Во главу угла мы ставили комфорт и благополучие детей, под них подстраивали все остальные процедуры». Руководитель волонтерского отряда Эльмира Аханова отмечает, что ВсОШ в этом году прошла как нельзя лучше: «В позапрошлом году на нашей площадке проводилась олимпиада по физике. Когда организуешь подобное мероприятие второй раз, знаешь, как необходимо реагировать в любой ситуации».