Озарило или нет: туры по русскому языку
Если вы думаете, что олимпиада по русскому — это про орфографию и пунктуацию, вы заблуждаетесь. Как ребята справились с заданиями на «озарение»? Какие русские писатели решили задать вопросы участникам? И удалось ли всероссникам понять, как мы от «здравствуйте» пришли к «здрасьте»? О впечатлениях олимпиадников от туров читайте в нашей статье!
Настя Шипилова, 9 класс
В первом туре мне понравилось задание на фонетику: нужно было установить, как слово «здравствуйте» сократилось до «здрасьте». Второе задание, где надо было делить слова на морфемы и зашифровывать по определённому алгоритму, показалось мне странным. Оно требовало большой концентрации внимания и поэтому заняло у меня слишком много времени.
Древнерусский текст же показался мне гораздо сложнее, чем те, что были в прошлые годы. Я долго готовилась к этому типу заданий и много переводила, но на туре мысль текста уловить так и не удалось. Зато радовалась в моменты, когда меня озаряло, ради такого стоило писать олимпиаду.
Во втором туре были задачи с реальными вопросами, которые могли бы задать лингвистам писатели и поэты. Моим любимым стало задание про Чехова и «Палату №6». Автор утверждал, что правильно говорить не «номер», а «нумер», нам нужно было с ним поспорить. Ещё интересным показалось задание про различные грамматические факторы. Например, почему в тексте встречается форма слова «четырьмью» вместо «четырьмя». Этот тур понравился мне гораздо больше, потому что в нём нужно было применять знания из русского языка, думать над объяснением, рассматривать ситуации с неожиданной точки зрения, а не ждать озарения, как в первом туре. Ещё прикольно, что добавили картинки, сгенерированные нейросетью!
Рания Салихова, 10 класс
Мне не очень понравились задания первого тура, так как они были на «озарение», к этому даже не подготовишься. Зато мне понравилось последнее задание с древнерусским текстом. Это был философский текст про ветер, мне было интересно его переводить. Задачи второго тура были более приятные, так как там было о чём говорить и писать и без озарения. Я выполнила их на одном дыхании без единого ступора. Теперь жду результаты.
Алина Николаева, 10 класс
На первом туре у меня вообще не было никакого волнения. Я была спокойной и веселой, хотя понимала что это самый сложный тур из двух. Увидев задания, я, конечно, приуныла, так как не ожидала такой формат. Обычно заданий на угадайку дают два-три, а в этот раз они составляли примерно 70% комплекта.
Меня вот озарило три раза, но это далось мне тяжело. Я выходила в коридор, чтобы размяться и растянуть мышцы. Заданий было всего шесть, но они требовали столько времени, что наших 3 часов 55 минут не особо хватало. Зато второй тур был полегче, хоть я и проморгала некоторые простые моменты из-за невнимательности.
Фаина Музычеева, 11 класс
Задания первого тура были тестового формата, практически без открытого ответа и рассуждений, то есть на угадайку. Я такое не очень люблю. Во втором задании нужно было почувствовать себя компьютерным алгоритмом и заниматься монотонной работой.
Во втором туре креатива было предостаточно, даже слишком. Всё-таки семь из восьми заданий с открытым ответом — это сильно. Тур мне понравился тем, что там была обыденная и при этом интересная тема, затрагивающая исторические изменения в нашем языке со времён Пушкина. Я много расписала в ответах, возможно, мимо критериев, но это всё равно была интересная зарядка для ума. Открытые ответы — это важно, ведь все люди функционируют через язык.