Василий Александрович Иванов: «Ребята, развивающиеся в области экологии, являются мировой элитой»
Всероссийская олимпиада школьников – весьма затратное и массовое мероприятие. Как организатор, расскажите, пожалуйста, с какими трудностями и сложностями приходится сталкиваться.
Я бы не сказал, что есть какие-то особые трудности. Университет обладает большим опытом проведения мероприятий любого уровня. В этом году у себя на площадке мы провели 28 перечневых олимпиад. В общем, натренировались. К тому же, уровень организации очень высок, проходит он под эгидой Министерства просвещения, помогают краевые власти. Самой большой была и остаётся сложность, связанная с санитарно-эпидемиологической обстановкой. Но мы начинаем к этому привыкать, ведь это, к сожалению, становится обыденностью.
Вы сказали, что это большой федеральный проект. А насколько важный и ценный сегмент занимает Всероссийская олимпиада в системе современного образования?
Это вершина пирамиды. Призёр, победитель Олимпиады школьников — это звание, которым можно гордиться совершенно искренне и совершенно справедливо. Реальность такова, что сейчас ребята (детьми их уже язык не повернётся назвать), развивающиеся в области экологии, являются мировой элитой. Это те люди, которые будут диктовать экологическую повестку, защищать нашу планету от нас. И уровень их необычайно высок.
Немного отвлечёмся от олимпиады. Многие из школьников, которые приехали на финал, уже имеют представление о своём будущем. Но большинство ребят, выпускаясь из школы, задаются одним и тем же вопросом: «А что делать дальше?» Как вы думаете, с чем это может быть связано?
Это серьёзная проблема. Но самая большая трудность при переходе из школы в профессиональные учебные заведения — угадать, где ты будешь нужен через четыре года. Буквально десять лет назад человек, который умел подключить принтер, поменять картриджи, являлся богом офиса, назывался системным администратором, и всё у него в жизни было хорошо. Сейчас практически всё переходит на «цифру». Для ребят, которые собрались здесь, открыто чуть больше дорог. Они спокойно могут рассуждать о поступлении в Оксфорд, в лучшие университеты нашей страны. Главное — не прогадать.
Как вы относитесь к ЕГЭ? Достаточно ли формат отлаженный или необходимы какие-либо реформации?
Эта тема часто поднимается политиками, людьми из сферы образования, потому что в какой-то момент она охватывает практически сто процентов населения страны. Возвращаясь к первому тезису, ЕГЭ — это инструмент. Всё зависит только от того, как им пользоваться. Нельзя же сказать, что карандаш — плохой инструмент. В хороших руках с помощью него получается картина, в плохих — дырка в обоях. ЕГЭ — это понятный, объективный, усреднённый уровень контроля знаний. К тому же, с помощью этой системы ребята из регионов могут оказаться в ведущих университетах страны. Что, конечно, очень справедливо.
Вы являетесь экспертом в области государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о защите детей от используемой информации. Насколько трудно оберегать детей в 2021 году, в век информационных технологий, когда у каждого человека есть телефон, в котором есть доступ чуть ли не ко всей информации мира?
Существует та информация, к которой ребёнок, в силу возраста, может быть не подготовлен эмоционально и психологически. Мы всеми силами стараемся, чтобы ребята получали ту информацию, которая их развивает в правильных направлениях. Однако она бывает и пагубной. Скажем прямо: доступность такой информации сейчас во многом превосходит возможности по её ограничению.
Нельзя ли это назвать цензурой?
Нет, вопрос не в цензуре. Надо понимать, что защита от информации к этому не имеет никакого отношения. Понятие цензуры сейчас политизировано. Мы не пытаемся отсекать какие-то политически неправильные высказывания. Защита от вредной информации — это, в первую очередь, защита детской психики.
Блиц
Москва или Ставрополь?
Ставрополь. Я сделал этот выбор.
Какие советы вы бы дали участникам олимпиады?
Первый — не спешите взрослеть.
Второй — формируйте свою позицию.
Третий — внимательнее относитесь к природе. Надо понимать, что это не пустяк. Мы же не хотим прийти в состояние, когда перед выходом на улицу придётся надевать скафандр.
В чём для вас смысл жизни?
Сейчас для меня смысл жизни заключается в том, чтобы дать правильное воспитание и образование детям (и не только своим)! У них же всё впереди, поэтому хочется быть хорошим отцом, советчиком, воспитателем.
Текст: Швыдченко Виктор
Фото: Костин Константин