Победители всеросса по английскому: как ботать и что посмотреть на досуге

Каждый из победителей всеросса по английскому прошел свой непростой путь к победе. Помогают им больше учебники или сериалы в оригинале? Сколько времени нужно уделять английскому и возможно ли подготовиться самостоятельно? Об этом мы спросили победителей из разных регионов и классов. А еще ребята поделились своими любимыми англоязычными книгами, фильмами и музыкой!

Автор: Евгения Ларина

Карина Бикмаметова, победитель в 10 классе, Оренбургская область: от квотника до победителя 

В шестом классе я пришла в языковой центр, там занимались по кембриджским учебникам, уроки проходили только на английском. С того момента моя жизнь была почти полностью связана с языком: я открыла для себя англоязычный YouTube, множество подкастов и мир британской и американской литературы. В 9 классе я уже была первой в области на региональном этапе, но, увы, не добрала до проходного и должна была ехать по квоте. Несколько недель находилась в эйфории, предвкушая поездку в Москву. Но вот наступает 17 апреля, тот самый брифинг министра просвещения, и всеросс отменяют. Я лишаюсь шанса. Тогда это было настоящим ударом, но я собралась с силами и поставила себе цель: на следующий год пройти по проходным баллам и взять диплом. Сейчас, когда цель достигнута, я понимаю, что поражение часто может стать началом победы. 

Мою подготовку можно охарактеризовать английской пословицей «Don’t put all your eggs in one basket.» Иногда, когда устаёшь что-то усиленно учить, спасают сериалы или книги на английском. Ты вроде бы отдыхаешь, но при этом повышаешь уровень языка. Однако про целенаправленную подготовку по пособиям тоже забывать не стоит: я уже не считаю, сколько различных учебников открывала за последние два-три года. 

В Оренбургской области всероссники по английскому редкость, к сожалению, поэтому у нас нет тренера и сборной. Перед всероссом мне организовали занятия с тьютором из университета, этот опыт был полезным, но основная часть подготовки была самостоятельной и на онлайн-курсах. Вообще, иногда на самом туре помогают не совсем очевидные вещи, например, опыт участия в литературной смене «Сириуса» пригодился мне при написании сказки на всероссе. 

Этот всеросс запомнился мне общением. Только здесь ты можешь прилететь из Оренбурга в Калининград и за обедом в столовой разговаривать на английском с ребятами из Камчатки и Тувы, а потом пойти гулять по набережной с командой Санкт-Петербурга. Такие воспоминания стоят всех бессонных ночей подготовки.

Дальше я планирую развиваться в области ELT (English Language Teaching), но не хочу останавливаться только на преподавании. С иностранным языком есть много возможностей, осталось их все изучить и выбрать то, что подходит именно мне. 

Что, если не английский? Обществознание и лингвистика. Обществознание помогает взглянуть на жизнь по-другому и расширить кругозор. Лингвистикой я заинтересовалась благодаря курсам «Сириуса», это необычное сочетание языка и математики. Когда знакомишься с лингвистическими закономерностями, язык приобретает вид системы, и учить иностранные языки становится уже не так страшно. 

Автор: Jane Austen 

YouTube каналы: TedEd, The Economist, Vox, Watch Mojo UK и US 

Подкасты: все подкасты ВВС, от биографического Great Lives до научных и новостных радиошоу.


Мария Сатина, абсолютный победитель в 10 классе, Москва: про мотивацию, закаты на Балтийском море и разведение лягушек

Можно сказать, что я была peer-pressured into this movement, потому что о ЦПМ и выездных школах мне рассказала подруга. В то время я была уверена, что у меня отличный уровень, хоть сейчас британское гражданство получай, но уже на первых парах в ЦПМ я убедилась, что есть куда расти, и расти долго. Сейчас я думаю, что в тот момент находилась где-то на уровне В2+. До начала олимпиадной подготовки мне не хватало мотивации и чёткого плана, чтобы дойти до С1. Олимпиада дала и то, и другое.

Бот у меня шёл с переменным успехом, но погружение в язык было всегда. Где-то в 9 классе я полностью перестала смотреть иностранные фильмы в русском дубляже, а 50% любой информации, которую я получала каждый день, было на английском; даже к некоторым урокам в школе, например, к истории, готовиться помогали англоязычные статьи.

В прошлом году мне не хватило баллов для прохода на всеросс. Это указало мне на пробелы в подготовке, и в этом году я смогла структурировать свою работу и восстановить упущенные знания; получилось продуктивно.

Впереди у меня ещё один олимпиадный сезон, и очень хочется хорошо выступить. После окончания школы тоже расслабляться нельзя: одним из перспективных направлений поступления для меня является переводческий факультет МГЛУ, поэтому английский в моей жизни надолго.

Выгорание случается почти у всех, и у меня тоже. Кода мне хотелось все бросить, я делала очень просто — бросала. Дня на два-три. Потом понимала, что соскучилась, и неминуемо возвращалась к работе.

Сейчас я учу немецкий, также планирую хорошо выучить иврит и хотя бы чуть-чуть научиться понимать грузинский. Не уверена, что с этими языками получится так же хорошо, как с английским, но всё равно очень интересно. Было бы замечательно снова почувствовать себя новичком и радоваться каждому новому открытию в изучаемом языке. А еще я хотела бы профессионально разводить лягушек и жаб. Я не шучу, всегда хотела лягушачий террариум.

Как ни странно, этот всеросс мне запомнился тем, что мне удалось очень хорошо отдохнуть. Морской воздух, прекрасная погода и красивый уютный европейский город просто не располагали к волнению. Туры прошли на удивление спокойно, а после них удалось провести много свободного времени с замечательными друзьями по команде. Я навсегда запомню душевные разговоры о жизни на берегу моря под закатным солнцем.

Хотелось бы сказать огромное спасибо всем, кто когда-либо меня учил! Каждая крупица знаний оказалась полезной.

Музыка: The Beatles — неумирающая и до мозга костей британская классика.


Валерия Наталич, победитель в 11 классе, Краснодарский край: английский 24/7

В школе в 8 классе учителя заметили мои поразительные (для ученика строго физико-математического профиля) успехи в изучении английского, и классная руководительница предложила мне поучаствовать в олимпиаде за 9-11 классы. На регионе я стала призёром, но главное, что я приобрела тогда — это не грамота, а новые знакомства, которые и сподвигли меня ботать дальше. Для меня изначально олимпиады были преимущественно поводом пообщаться с единомышленниками и классно провести время вдали от скуки дома.

Готовлюсь я самостоятельно. Люблю автономию: предпочитаю сама ставить себе цели и выстраивать график. Как основной материал для подготовки я использовала учебники для кембриджских экзаменов и другие, которые можно найти в свободном доступе. И, конечно, пособия А.П. Гулова — в них формат наиболее близок к олимпиадному. От перегорания меня спасали маленькие ежедневные задания, которые публикуются в разных тематических пабликах, и секция «слово дня» в Merriam-Webster. Также я верю, что своим успехом во многом обязана так называемому полезному отдыху: просмотру фильмов с английскими субтитрами и чтению книг в оригинале. Особенно такой отдых полезен, если каждое новое слово, идиому или конструкцию выписывать на флеш-карты Anki. Пользуясь этим приложением, можно повторять слова где и когда угодно.

В школе учителя спокойно восприняли тот факт, что я решила полностью посвятить себя олимпиадам, и дали мне практически полную свободу. Поэтому всё моё расписание заполнила самоподготовка к английскому. Да и не только расписание — английский присутствует в моей жизни всегда и во всём, от рассвета до заката, от утренних новостей до вечерней переписки с американским другом. И при этом мне постоянно кажется, что даже этого недостаточно. Поэтому я даже другие предметы зачастую учу, параллельно тренируя язык: смотрю видео по истории, разборы математических задач и уроки по программированию я тоже на английском. Да что уж там, даже сны вижу на английском. Можно сказать, пассивно занимаюсь я 24/7. А активно — примерно по 3 часа в день.

Этот всеросс мне запомнится прежде всего тем, что его не отменили (I’m looking at you, zakl 2020). Если оставить этот горький факт в стороне, то всеросс запомнился мне неповторимой атмосферой маленького уютного городка в европейском стиле, первой встречей со своими знакомыми из Vseros Team, дружелюбием и заботой со стороны организаторов. 

Еще запомнился случай на первом туре, когда с моим бланком ответов в буквальном смысле свершилось чудо. Есть у меня такая традиция: на черновик написать эпопею в стиле Толстого, а потом за 20 минут до конца тура в лихорадочном припадке вдохновения писать совершенно другое. Так вот, в этом году всё прошло в соответствии с традицией. Как только объявили о том, что времени осталось не так уж и много, я схватилась за чистовик и начала в состоянии, приближенном к помешательству, писать историю, совершенно не похожую на ту, что я набросала на черновике, так как та получилась непозволительно длинной. И у меня получилось! Из аудитории я вышла в триумфальном настроении, едва ли не подскакивая до потолка при каждом шаге. У меня получилось! К слову, за это задание я получила максимум. Магия.

Поступать я планирую во ВШЭ. Пока не выбрала между медиакоммуникациями и журналистикой.

Стихотворение: «Do not go gentle into that good night». То самое из «Интерстеллара».


Татьяна Поспелова, победитель в 9 классе, Москва: наравне с опытными участниками

Меня с детства интересовал английский язык: читала книги на нем, старалась освоить произношение. Серьезно заниматься языком и участвовать в олимпиадах я начала с 5 класса. Мне очень нравились задания и формат всеросса, поэтому для меня он всегда был на первом месте. Я безумно благодарна моей школьной учительнице, Мальцевой Елене Юрьевне, которая поддерживала меня на каждом этапе этого нелегкого пути, и всем преподавателям из ЦПМ.

В 9 классе конкурировать на всероссе нелегко (на всероссе по английскому пограничные баллы едины для всех классов — прим.ред.), т. к. уровень у старших ребят очень высокий и многие уже не первый год участвуют в заключительном этапе. Но в то же время это усиливает конкуренцию, а значит, нужно усерднее готовиться и повышать свой уровень. Я очень рада, что у меня есть возможность общаться со старшими ребятами, которые с удовольствием делятся своим олимпиадным опытом.

В этом году я впервые писала заключительный этап (хотя уже проходила на него в прошлом году), и для меня все было ново и необычно. Я старалась относиться ко всероссу не как к ключевому моменту в своей жизни, а как к возможности получить бесценный опыт и попробовать свои силы. Даже не ожидала, что получится победить! И, конечно, Балтийское море и чудесный Зеленоградск оставили неизгладимое впечатление!

Я очень интересуюсь языками и лингвистикой, планирую использовать английский как ключ к международному общению и материалам различных ученых. И надеюсь, что он послужит основой для изучения других языков.

Кроме того, я буду пробовать себя на ВсОШ по русскому. Из других увлечений — я профессионально занимаюсь танцами, пробую себя в различных направлениях. И ещё мне очень нравится конный спорт! 

Книги: Jane Austen, особенно «Pride and Prejudice» и «Mansfield Park«

Музыка: Taylor Swift и Faouzia

Сериалы: «Once upon a time» и «Anne«