«— Что с вами? — У меня ребенок улетел на олимпиаду…» — впечатления родителей всероссников от заключительных этапов ВсОШ
Как чувствуют себя родители, когда их дети пишут заключительный этап? Кто-то волнуется до такой степени, что не помогают ни успокоительные, ни коньяк, а кто-то до последнего не осознает, на какую олимпиаду поедет его ребенок. Мы поговорили с родителями ребят, участвовавших в заключительных этапах ВсОШ по гуманитарным предметам в этом году.
Автор: Евгения Мореева
Анна Сотова, мама Саломеи Кекелишвили (9 класс, город Москва, призер заключительного этапа ВсОШ 2020-2021 по литературе)
— Что вы чувствовали, когда узнали, что ваш ребенок поедет на всеросс?
Долго не могла понять, что Саломея едет на эту олимпиаду. Она у меня очень самостоятельный, умный, светлый ребенок. Куда-то она всё ездит, побеждает, но я до конца не понимала масштабы всеросса. Но когда поняла, очередной раз испытала гордость за своего ребёнка, хвалилась всем подряд!
— Вы сильно беспокоились о результате выступления вашего ребенка на заключительном этапе?
Я вообще не беспокоилась о результате Саломеи на заключительном этапе, отпустила все, говоря: «Как получится, так и получится». Но одновременно с этим я всегда верю, что она может покорить любые вершины.
— Не было ли у вас ощущения, что вы нервничаете во время всеросса больше, чем сам участник?
Мы с Саломеей примерно одинаково нервничали, но я больше переживала за ее физическое и эмоциональное состояние. Когда она писала олимпиаду, я думала об этом, пыталась ей посылать мысленную моральную поддержку.
День перед первым туром для участников всеросса по литературе в «Артеке» был, мягко говоря, напряженным: тут нужно вспомнить, как они встали в 3 утра, летели на самолёте, целый день в дороге, голодные, как они приехали обессиленные, как их заселили ближе к ночи, покормили поздно, дети не спали почти сутки, а на следующий день нужно было в 7 часов вставать. До этого в «Артек» нужно было собирать кучу документов. Большую роль сыграло, на мой взгляд, нагнетание со стороны родителей в общем чате — там все что-то спрашивали про документы, каждый день приходило по 200-300 сообщений, я пыталась выцепить из чата полезную информацию. Говорила сама себе, все будет нормально, глаза боятся, руки делают, ты справишься, собирай документы.
Расслабиться после отлёта ребёнка совершенно не удалось. Обессиленный после заселения в «Артек», мало спавший, мой ребенок, волнуясь, писал пятичасовую олимпиаду — я очень переживала за Саломею, два дня сама была никакая, мало спала… Даже на работе отметили: «Вы нехорошо выглядите, вам надо поспать, что с вами?» А я говорю: «У меня ребенок улетел на олимпиаду».
— Что бы вы сказали ребенку, если бы у него не получилось достичь высокого результата?
Мы всей семьей поддерживали Саломею, говорили ей: «Детка, ты только не волнуйся, будь довольна любыми результатами, а мы будем довольны при любом исходе».
— Каковы ваши эмоции от всеросса этого года?
Куча положительных и отрицательных эмоций. Это сейчас, когда все закончилось хорошо, я говорю с позитивной позиции. Но я помню, что в какой-то момент я завидовала родителям, у которых дети не прошли на всеросс.
Тем не менее до сих пор победа Саломеи это повод для гордости, радости и хвастовства родителей. Спасибо всероссу за буйство эмоций, новые знакомства, приятное и не очень общение, опыт, а самое главное, за победу ребёнка и его возможность проверить в себя!
Анастасия Садовая, мама Елизаветы Садовой (город Санкт-Петербург, 11 класс, призер заключительного этапов ВсОШ 2018-2019, 2020-2021 по французскому языку)
— Что вы чувствовали, когда узнали, что ваш ребенок поедет на всеросс?
В Санкт-Петербурге всегда была очень хорошая подготовка у олимпиадников по французскому, детей здесь не натаскивают, а прививают любовь к языку. Я помню, как гордилась дочь, когда после 6 класса ее отобрали на летние сборы, и какая непередаваемая атмосфера там всегда царила. Это действительно братство, команда — назовите, как хотите. Для них 8 часов французского в день не каторга, а удовольствие.
Впервые она прошла на ЗЭ ВсОШ в 9 классе. Я помню, как дрожащими руками открывала таблицу с баллами региона. Когда стало понятно, что она в двадцатке и точно пройдет на ЗЭ, то эмоции зашкаливали. Но эйфория длилась недолго, потом началась «пахота». После 6-7 уроков, по дороге купив булочку и сок, она мчалась на подготовку сборной к ЗЭ, около 9 вечера приходила домой и садилась за уроки. Если не было занятий, то она неслась на тренировку и снова уроки делались в ночи. Трудно ли ей было? Колоссально! Жаловалась ли она? Никогда! Я всегда поражалась ее работоспособности и целеустремленности.
— Не было ли у вас такого ощущения, что вы нервничаете во время всеросса больше, чем сам участник?
Перед первым всероссом дочери абсолютно все вокруг говорили ей: даже если ты не станешь призером, ничего страшного, у тебя же еще 2 года впереди. Дочь злилась: «Почему все так говорят, как будто я уже вернулась ни с чем?» Я успокаивала, говорила, что они считают, что таким образом тебя поддерживают, но я верю, что все будет хорошо и ты вернешься с дипломом!
И вот сборная уехала в Москву, «Сапсан» помигал красными огнями и началось самое трудное — ожидание. Прошел письменный тур, вечером вывесили результаты. Кто-то рыдал, кто-то радовался, но картина в целом была непонятной, так как общих баллов в таблице не было. И тогда я попросила прислать фото и села считать каждому участнику его общий балл… Надо же было чем-то себя отвлечь! К концу первого дня стало ясно: все отлично, она в верхней трети списка.
На следующий день был устник. Говорение всегда было сильной стороной моей дочери, это подтверждалось неоднократно носителями, которые принимали ее за билингва и очень удивлялись, что ее родители не говорят по-французски. И вот вывешивают результаты, и у нее 15… Это просто невозможно! На просмотре работ обнаружился технический сбой, многим баллы стали увеличивать на 5, 7, 10, 12… Соответственно, было совершенно непонятно, какие же результаты сейчас, никаких списков больше не вывешивают, у детей паника, остается только ждать.
Каким было это ожидание? Тяжелым! У меня подскочило давление до 200, лопнули все сосуды в глазах, я не спала всю ночь перед награждением, не действовало ни-че-го! Ни успокоительные, ни снотворное, ни коньяк. Утром мне пришло сообщение: «Диплома не будет, смирись!»
Но в моей картине жизни он должен был быть! И точка! И спустя 20 минут после сообщения приходит второе: фотография зареванного ребенка с дипломом в руках. Боже, все получилось! Постепенно приходило осознание: она поступит БВИ туда, куда хотела! Как же ребята радовались каждому диплому в сборной СПб, плакали, смеялись, обнимались — это была самая эмоциональная сборная ВсОШ 2019.
Родители, которые встречали своих героев на перроне с цветами, шариками и аплодисментами, знатно удивили китайцев, ехавших с нашими детьми в «Сапсане». Они не ожидали такого приема в Санкт-Петербурге.
— Каковы ваши эмоции от всеросса этого года?
В этом году я переживала больше: зная амбициозность своего ребенка, я понимала, что если номинально диплом этого года уже не столь важен (БВИ в любом случае уже есть), то для эмоционального состояния он, возможно, важнее, чем первый. Когда дочь спрашивали, зачем ей еще раз этот всеросс, она в шутку отвечала: «Маме для фоточки в Instagram».
Но дело ведь не в дипломах, а в олимпиадной атмосфере, в общем волнении, в поддержке друг друга, в радости за того, кто уезжает с красной книжкой, в утешении тех, кому не повезло. Это отдельный мир и отдельная жизнь. Наверное, непонятная тем, кто в нее никогда не окунался.
Ольга Букчина, мама Веры Надежды Любови Киттнер (республика Карелия, 11 класс, победитель заключительного этапа ВсОШ 2020-2021 по немецкому языку, призер заключительных этапов 2017-2018, 2018-2019 по немецкому языку)
— Что вы чувствовали, когда узнали, что ваш ребенок поедет на всеросс?
Выводом из участия во всероссе с 8 класса для моей дочери стало стремление улучшить свой результат на следующий год. Пообщавшись с финалистами, она поняла, насколько высок уровень владения языком у других ребят.
Участие в финале 2021 не было сюрпризом для Веры, поскольку она в очередной раз стала победителем регионального этапа, причем с достаточно большим отрывом от других участников. Но решение об участии в финале было принято не сразу, поскольку хотелось все силы направить на подготовку к ЕГЭ.
— Что вы советовали своему ребенку для успешного написания ВсОШ?
Финал всеросса — это сложнейшее интеллектуальное, психологическое и физическое состязание. Самое главное, получить удовольствие от участия, общения с другими ребятами и членами жюри — профессионалами высокого уровня. Поэтому Вере я советовала собраться психологически и получить удовольствие от участия в финале, не забывая при этом и о результате.
Достаточно трудно было совместить подготовку к финалу и ЕГЭ, поэтому мы работали «в команде». Поскольку Вера не изучает немецкий язык в школе и в Карелии нет никаких центров или курсов подготовки к олимпиаде, то она готовилась полностью самостоятельно. Я искала информацию по страноведению, а дочка работала с подготовленными текстами, смотрела и слушала дополнительные материалы.
Наш совет будущим участникам при подготовке: получайте удовольствие от занятий предметом, не зацикливаясь на зубрежке, старайтесь больше смотреть и слушать передачи на изучаемом языке, проработайте архивные материалы, посмотрите разбор заданий разного уровня (эта уникальная возможность появилась в 2021 году). И самое главное, делайте это регулярно в течение года перед финалом, а не в последний момент.
— Не было ли у вас ощущения, что вы нервничаете во время всеросса больше, чем сам участник?
Да, в этом году, я нервничала порой больше, чем Вера. До последнего момента не было понятно, станет ли она победителем всеросса, ведь число участников финала увеличилось и конкуренция была очень сильной: такого количества одинаково высоких результатов на нашей памяти еще не было. Поэтому возросли проходные баллы.
Честно скажу, за нас «болели» многие участники, родители и сопровождающие. Когда мы услышали свою фамилию в группе победителей во время онлайн-церемонии награждения, в аудитории сопровождающих раздались аплодисменты. Нас искренне поздравляли, а я даже плакала от радости.
— Что бы вы сказали ребенку, если бы у него не получилось достичь высокого результата?
Мне бы пришлось, спрятав свои эмоции, все же поблагодарить ее за стремление победить, за ее колоссальный труд. Разобрали бы ошибки, чтобы не повторять их в будущем. Я убедила бы ее в том, что главное не победа, а участие в такой удивительной олимпиаде.
— Каковы ваши эмоции от всеросса этого года?
Эмоции этого года тяжело описать. Это был самый напряженный финал. И физически, поскольку программа была сокращена на целый день и дети работали с утра до вечера, не имея возможности отдохнуть. И эмоционально, потому как «давило» осознание того, что это наш последний шанс в школьном олимпиадном движении и мечта о дипломе победителя может так и остаться мечтой, а участников так много и такой высокий уровень знания языка у всех.
Впервые за все эти годы, я сидела вечером накануне объявления результатов и считала-считала-считала. А эмоции после объявления результатов — слезы радости и горечь понимания, что мы говорим «до свидания!» олимпиаде и всем тем, кто создает этот удивительный мир для наших детей. Возвращаясь домой, всю ночь в поезде я спала без задних ног и еще пару недель приходила в себя.
Наталья Шадрина, мама Никиты Шадрина (10 класс, город Москва, участник заключительного этапа ВСОШ 2020-2021 по литературе)
«Когда мой сын поехал на всеросс, я сказала, что любой результат я приму с радостью и гордостью за своего ребенка. Конечно, я очень нервничала во время прохождения всеросса, но больше за то, как он выдержит это испытание, чтобы у него не пропала мотивация, не захлестнули негативные эмоции в случае, если выступление будет не очень удачным. В этой ситуации успокаивал и поддерживал меня сын, а не я его».
Сергей Бесараб, папа Елизаветы Бесараб (11 класс, город Саратов, призер заключительных этапов ВсОШ 2020-2021 по русскому языку и обществознанию, призер заключительного этапа ВсОШ 2018-2019 по обществознанию)
«Я считаю достижением уже то, что ребенок смог дойти до уровня всероса, достичь такого результата среди лучших из лучших в стране — уже маленькая победа в жизни. И ничего, если у кого-то не получилось. Поражения закаляют характер. Нет ни одного спортсмена, который бы не проигрывал. Поэтому после короткого переживания голову вверх, грудь колесом и вперёд к достижению новых целей!»
Яна Гордеева-Адамчук, мама Анны Гордеевой-Адамчук (10 класс, город Москва, победитель заключительного этапа ВСОШ 2020-2021 по литературе)
«Я тревожная мать. Много читала про постоянные изменения в правилах поступления по ЕГЭ, все эти страшные истории <…> Поэтому в какой-то момент честно призналась дочери – я такой гонки не выдержу. Пожалей меня, давай попробуем поступление через олимпиады.
ЕГЭ, вуз мечты — это еще не вся жизнь. Это не гарантия и не страховка от всех напастей. И еще это лотерея, всем не может достаться выигрыш. А ещё напомнила бы, что у школьных отличников по-разному складывается жизнь. Красный диплом сам карьеру не сделает. И тихие троечники часто становятся лучшими в своем деле. А уж двоечники — так вообще почти всегда лидеры и революционеры!
Когда дочь позвонила и сказала, что выиграла — я и вовсе расплакалась. Сейчас я счастлива. И пребываю в этом состоянии ровно с момента объявления итогов. Если что-то в течение дня идет не так, сложности на работе, что-то не складывается — тут же вспоминаю, что у меня талантливая дочь, которая сделала мне грандиозный подарок».