О критике без слез — личный опыт психолога сборной Москвы

Олеся Романова помогает участникам всеросса справляться с психологическими трудностями. Научилась она этому не только на факультете психологии, но и на личном опыте — оказывается, психологи тоже переживают из-за критики и преодолевают сложности. Олеся поделилась главными мыслями о том, как встречать неизбежные неприятности.

Автор: Олеся Романова

Мечты иногда сбываются совсем не так, как мы ожидали. Я мечтала попасть на финал ВсОШ с девятого класса, но попала туда уже в качестве психолога сборной Москвы. Я переживала не меньше участников, но нужно было сохранять спокойствие: поддержка может понадобиться команде в любой момент.

Перед заключительным этапом команда Москвы выезжает на сборы. Это ответственно. У ребят огромная нагрузка, требуется физическая, интеллектуальная и эмоциональная выносливость. При этом они часто сравнивают себя с другими членами сборной. Может показаться, что на олимпиаде соперники все. Иногда возникают мысли: «А если я не справлюсь? Все они знают материал лучше меня, а меня постоянно критикуют».  Каждый старается быть лучшим, но все мы разные, у нас разный темп учебы и выполнения заданий. Психологи сборных помогают посмотреть на критику с новой стороны и найти в ней возможности, а не ограничения. 

Критикуют всех — важно то, как именно ты воспринимаешь критику. Можно воспринимать её как помощь в обнаружении «слепых пятен»: когда ты видишь, где слабое место, ты быстрее можешь прокачать нужный навык. А можно расстраиваться, что твоя работа неидеальна, и тогда остается только неуверенность в своих силах. 

Особенно мне запомнился один момент со сборов. Во время перерыва между занятиями с тренером и преподавателями участники получили результаты «пробника» письменной части. Рядом со мной стоял с удрученным видом один из знакомых мне ребят, держа в руках проверенную работу с комментариями куратора. Он вздохнул и закрыл тетрадь. Я спросила, как дела, и он молча протянул мне тетрадь. Меня восхищает упорство и целеустремленность ребят-олимпиадников: полностью исписанная тетрадь — и это только одно задание из олимпиады. Но в конце работы я увидела целую страницу замечаний от куратора. 

В тот момент у меня на коленях стоял ноутбук. Научный руководитель прислал мой диплом с правками, и там тоже всё было исписано красным. Я повернула ноут: «Смотри, у меня тоже не всё гладко. Я уже на 6 курсе, но мои работы продолжают критиковать. Критика будет всегда, но нас не стараются ею обидеть. Нам хотят показать, как сделать нашу работу лучше и качественнее. Иногда это очень больно читать, но критика означает, что человеку не все равно. У меня половина диплома исписана красным. Представляешь, сколько времени ушло на эти комментарии? У тебя от куратора тоже целая страница!» Мы стали читать эти комментарии и даже нашли смешные — как в тетради, так и в дипломе. 

Мне знакомо чувство, когда кажется, что все остальные знают что-то лучше тебя, — я выложилась на полную, чтобы поступить на бюджет в МГУ по ЕГЭ, так как не смогла пройти на заключительный этап ВсОШ. Я загорелась идеей стать психологом, но ничего не читала по психологии до поступления. В день вручения студенческих билетов нас повели на экскурсию по корпусу, где будут проходить занятия. Аудитории там названы в честь великих деятелей российской психологической науки, и моим однокурсникам они были уже знакомы, в отличие от меня… Хотелось плакать. Неужели я не могла подготовиться и прочитать хоть что-то? Почему все остальные что-то знают, а я — нет? Я не учла, что была такая не одна и что некоторые первокурсники выросли в семье психологов или ходили на дополнительные курсы. 

Иногда сложности кажутся нам фатальными. Мне не хватило 0,5 балла, чтобы пройти на заключительный этап ВсОШ по русскому языку, а попасть туда было для меня мечтой и способом получить дополнительные баллы для поступления в вуз мечты. Я не опустила руки и смогла поступить в МГУ по ЕГЭ.

Даже за один этот год со мной произошло многое: я начала видеопроект «Уютная психология», стала заместителем руководителя психологической службы Центра педагогического мастерства, защитила диплом, сдала на права. Ничего из этого не давалось просто: было много переживаний, волнения, сбитого режима сна, но оно того стоило!

Трудности остаются в любом возрасте, но со временем появляется более широкий взгляд на них. Начинаешь лучше понимать, какие способы решения проблем более эффективны. Взгляд меняется, когда ты уже тысячу раз сам попадал в сложные ситуации и слышал истории других людей, когда в силу профессии помогал разбираться в них и учился лучше понимать механизмы того, как работает процесс постановки и достижения цели. Теперь я понимаю, что трудности и критика никуда не денутся, это часть нашей жизни. Главное, как мы с ними справляемся, под каким углом смотрим и что полезного для себя можем извлечь. 

Важно не сдаваться: мечты иногда сбываются совсем не так, как мы ожидали. Но сбываются. Когда мы ставим цель, наш мозг начинает искать пути её достижения. Однако важно не только хотеть, но и обладать достаточным упорством, чтобы продолжать совершать маленькие победы, даже наталкиваясь на критику. Когда нас критикуют тренеры, преподаватели, кураторы и даже члены жюри, это шанс взглянуть на себя с новой стороны и понять: ага, так вот над чем нужно поработать! Любопытство и желание расширить границы своих возможностей помогают воодушевляться критическими замечаниями, а не расстраиваться из-за них.