«Это прежде всего состязание характеров»: призёр ЗЭ ВсОШ 2021 по экологии о своём опыте и достижениях

Можно ли подготовиться к ВсОШ всего за год? В чём залог успеха проекта по экологии? Как школьные проекты по защите окружающей среды действительно влияют на экологическую повестку? На эти и другие вопросы отвечает призёр заключительного этапа ВсОШ по экологии Никита Кузьмин.

Текст: Анна Соколова

В школах нет экологии как отдельного предмета, она изучается как часть окружающего мира или географии. Как и почему ты заинтересовался именно этой сферой?

Всё произошло по счастливой случайности. В седьмом классе заинтересовался биологией. Учительница предложила мне присоединиться к экологическому кружку. Так я начал ходить в Центр детского творчества в Казани и за пару занятий получил базовые знания. Этого было достаточно, чтобы стать призёром муниципального этапа.

В восьмом классе за мной уже закрепили научного руководителя. Глядя на старших ребят, я загорелся олимпиадным движением и поставил себе цель: выиграть ВсОШ по экологии. Моим первым достижением на этом пути стала победа в республиканской олимпиаде в Татарстане. Затем начал посещать лекции бывших участников всеросса. Всё лето провёл за книжками, в течение учебного года почти не появлялся в школе. Результатом стало призёрство — не хватило двух баллов до статуса победителя — на заключительном этапе в девятом классе. 

В одиннадцатом классе я работал на результат. За год — 21 исписанная тетрадка по экологии, 30 прочитанных учебников и множество бессонных ночей: всё ради прохождения на заключительный этап ВсОШ. Руководитель команды Татарстана стала моим наставником. Она убедила меня в том, что любой труд воздаётся. Это действительно так.  

Во ВсОШ по экологии, помимо теоретических, много прикладных заданий. Что является залогом успешного экологического проекта: креативность или хорошее знание теоретической базы в сфере защиты окружающей среды?

Многие ребята валятся на проектном туре, несмотря на то что их багаж знаний велик. Важен прикладной и творческий подход к пониманию науки. Залогом успеха моего проекта стало новаторство. Об экологических проблемах знают все, но очень немногие предлагают современные наукоёмкие методы решения. 

Что тебя вдохновляет на успешные проекты?

Мне всегда было интересно работать в лаборатории. В школе я интересовался химией, с учительницей ставил эксперименты. Когда я впервые попал в настоящую лабораторию, которая занимается серьёзными разработками, меня настолько затянуло, что я проводил с реактивами и колбами по шесть часов в день.  

Проектная деятельность школьников потенциально может влиять на экологическую ситуацию?

Неслучайно проектная деятельность закреплена во ФГОС: практический элемент в образовательном процессе необходим. В какой-то мере проекты школьников влияют на экологическую повестку. Например, я занимался разработкой биопрепарата для борьбы с цветением водоёмов. Представил этот проект на Российском национальном юниорском водном конкурсе. Выиграл российский этап, но моё знание английского языка не позволило пройти дальше. Поражает, насколько прорывными были многие из представленных проектов. Эти технологии можно запатентовать и начать применять в конкретной области.

Как инициативу таких перспективных ребят, как ты, поддерживает экспертное сообщество?

На Российском национальном юниорском водном конкурсе мой проект поддержал Институт консалтинга экологических проектов, один из организаторов конкурса. Впоследствии я начал сотрудничать с их командой: неоднократно выступал на их семинарах, давал интервью на радио и телевидении. 

Какие перспективы даёт призёрство в олимпиаде по экологии? 

Помимо возможности поступить в крупнейшие вузы страны и президентского гранта, призёрство во ВсОШ позволяет поучаствовать в сменах в Сириусе. В школьном возрасте я так и не побывал там: у них нет профильного направления по экологии.

Олимпиада — это прежде всего состязание характеров. Она воспитывает, прививает строгость и обязательность. Я сильно изменился с первого дня в школьном кружке по экологии. Был разгильдяй, а теперь — студент МГИМО. 

Ты учишься на факультете прикладной экономики и коммерции МГИМО. Как знания, полученные в ходе подготовки к ВсОШ, помогают тебе в учёбе? 

Экология даёт мультипредметные знания, которые применимы не только к сфере защиты окружающей среды, но и ко многим гуманитарным наукам. Кроме того, во время подготовки к ВсОШ ты учишься искать информацию, воспринимать и запоминать огромное количество материала в кратчайшие сроки. Эти навыки никогда не будут лишними.

Ты планируешь продолжать заниматься экологическими проектами?

Сейчас хочу сменить направление и попробовать себя в сфере международных экологических отношений. К этому обязывает звание студента МГИМО.