«Экономика — наука о жизни»: как прошел заключительный этап олимпиады по экономике?
Как изучение других точных наук помогает затащить всеросс по экономике? Чем привлекает этот предмет? Своими впечатлениями от прошедшей олимпиады с нами поделились победители и призер закла по экономике Борис Иванчиков, Данила Зяблов и Игорь Воротников.
Автор: Елизавета Глинская
Как ты начал заниматься экономикой, почему это тебе интересно?
Борис (11 класс, Челябинская область): У нас в школе был экономический лагерь. Я ездил туда с пятого класса, там нас начали готовить к олимпиадам. Был также в выездных школах ЛЭШ и ВЭШ. Нам читали лекции разные ученые, бизнесмены — было очень интересно.
Экономика — наука о жизни. Это история не про деньги, а про выбор людей и фирм. Мне нравится экономика тем, что здесь можно провести аналогию с реальной жизнью.
Данила (10 класс, Тюменская область): Экономикой я начал заниматься в конце 9 класса. Сначала я увлекался физикой и математикой, но по совету одного знакомого решил попробовать себя в экономике. Порешал задачи, и мне это понравилось. Решение качественных задач помогло мне понять действия людей: почему они поступают так, а не иначе, в чем заключается их ошибки при некоторых действиях.
Игорь (11 класс, Москва): Меня она заинтересовала в конце 8 класса. Тогда я внезапно обнаружил, что олимпиадная экономика — не очень сложный предмет для тех, у кого хорошо с математикой, и она не требует большого объема знаний. Чуть-чуть разобравшись в терминах, я смог решить задания региона на проходной балл. В 9 классе у нас в школе экономика появилась отдельным уроком, что очень удобно. Я занимался только там, на дополнительные занятия не ходил.
Если говорить о практической стороне вопроса, часто замечаю в реальной жизни модели, например, из поведенческой экономики. Она находится на стыке с психологией, поэтому может объяснить действия людей в конкретных ситуациях. Считаю, что это полезное знание.
Участвовал ли ты до этого в олимпиадах?
Борис: На всеросс я первый раз приехал в 8 классе. В 10 стал победителем и прошел отбор на международную олимпиаду, которую организовали в Латвии. Из-за ограничений она проходила онлайн. Там были задания по экономике, финансам. Я взял серебряную медаль.
Данила: До этого у меня был олимпиадный опыт. В прошлом году я прошел на регион, а в этом победил в «Высшей пробе» и на всероссе. Хотелось бы теперь попробовать себя в олимпиадах международного уровня.
Игорь: В олимпиадах активно участвовал, но только по математике. В начальной школе пробовал участвовать и в экономике тоже, но тогда олимпиады имели совершенно другой вид. Я раз-два без особых успехов написал, а потом бросил. Сейчас я в 11 классе, школьные олимпиады уже кончились, впереди только студенческие.
Какие впечатления у тебя остались от всеросса в этом году?
Борис: В этом году задачи были не идейные, а скорее расчетные, в которых нужно много считать, поэтому ошибиться было легко. Даже если судить по баллам, в этом году все суммарно набрали хуже, чем в прошлом. Во время туров было интересно: одна задача решилась так, что там вышла доля больше одного, и я долго искал арифметическую ошибку. За пять минут до сдачи отыскал ее, и все получилось верно.
После туров я предполагал, что возьму диплом победителя, поспрашивал других о баллах. В прошлом году я уже взял всеросс. В этом не хотелось опускать планку.
Что касается программы, в «Вороново» мало чего организовывали, и мы пробыли там всего два дня. Я сходил на одну лекцию по математике, но больше концентрировался на турах.
Данила: На этой олимпиаде я в первый раз оказался в настолько стрессовой ситуации, сильно волновался перед началом туров. Когда начал прорешивать задачи, это чувство прошло и я смог все сделать. Еще мне запомнилось то, как в последнюю ночь перед отъездом мы с друзьями решили посмотреть финал Лиги чемпионов — это хорошо сняло напряжение. Нам удалось развеять переживания по поводу написанных туров и баллов.
От самой победы я ощутил бурю эмоций, поскольку рассчитывал на призерство. В тот момент, когда меня объявили победителем, я был неимоверно рад.
К дистанционным мероприятиям я не отношусь с негативом, но мне кажется, что в очном режиме все было бы гораздо атмосфернее: приятнее же находиться на сцене, когда тебя награждают, а не за монитором. Во время олимпиады, к сожалению, не посетил ни одной лекции, потому что был в своих мыслях и настраивался на решение задач, но до этого я ездил на выездную экономическую школу и там был на лекциях от экспертов из ВШЭ, это было интересно.
Игорь: Очная часть всеросса для меня проходила в веселой компании знакомых-олимпиадников. Жалко, что она длилась меньше трех дней. Потом мы приехали домой, и все последующие мероприятия были дистанционными. Мне кажется, это неудобно по сравнению с очным форматом. К тому же дистант не бывает атмосферным и праздничным, хотя в моем понимании всеросс должен быть таким все семь дней.
Во время туров я не испытывал сильного волнения. Я привык к стрессовым ситуациям, поэтому, думаю, мой мозг работает оптимально во время олимпиад. Мы писали все в спортзале. Локация необычная, но не помню, чтобы испытывал из-за этого какие-то проблемы.
Когда я узнал о победе, я обрадовался, но лишь частично. Закрытие я досматривал уже в поезде в Саранск, где проходил важнейший для меня всеросс по математике. Стоило на время забыть про экономику и про диплом и сосредоточиться на новом испытании.
Какой совет ты можешь дать начинающим олимпиадникам?
Борис: Когда ты только начинаешь свой олимпиадный путь, предмет тебя сильно увлекает. Главное — разбавлять подготовку другими интересными хобби, активностями, отвлекаться на друзей, заниматься спортом.
Данила: Я бы советовал регулярно заниматься и при этом не сильно себя загружать. Также очень важно найти для себя хорошего преподавателя или курсы, которые бы наиболее всего подходили вам. Мне, например, очень помог курс онлайн-школы «Олимп», а из книг — «Азы экономики» Марии Бойко. Там собрана база, которую должен знать каждый.
Игорь: Перед участием в олимпиаде стоит прорешать большое количество задач, даже если они безыдейные и однотипные. Главное — это набить руку, чтобы не ошибаться по невнимательности. При этом задачи не по экономике, а, например, по математике или физике, которые вы решали в течение жизни, тоже частично могут вам помочь. Они требуют от вас того же — не допускать глупых ошибок.
Что дальше, куда собираешься поступать?
Борис: Из дальнейших планов — хотел поступать заграницу, но не прошел в нужный вуз, поэтому сейчас рассматриваю ВШЭ в Москве.
Данила: Я бы хотел продолжать повышать свой уровень знаний по экономике и до окончания школы достичь еще больших высот. У меня еще целый одиннадцатый класс, чтобы определиться, куда поступать, но я склоняюсь к ВШЭ.
Игорь: Я собираюсь поступать на прикладную математику и информатику в ВШЭ, мне всё же это направление ближе, чем экономическое. Возможно, в будущем что-то изменится, но пока не планирую связывать свою жизнь с экономикой.