«Мой всеросс был наполнен эмоциями от общения». Интервью с абсолютным победителем ВсОШ по географии Тимофеем Морозовым

О начале любви к географии, заключительном этапе в Ставрополе и планах на будущее мы спросили Тимофея Морозова, ставшего абсолютным победителем среди 9, 10 и 11 классов.

Автор: Ксения Датий

Как ты начал заниматься географией?

Классе во втором бабушка подарила мне атлас мира. Он есть у меня до сих пор, я по нему даже к этому всероссу готовился. Бабушка тогда его подарила, думаю, без какого-то умысла, как красивую книжку, а я как-то зачитался красивой книжкой. Кроме того, мы с родителями много путешествовали, когда я был в начальной школе, и мы путешествовали, максимально погружаясь в действительность того места, где находимся. Например, по Криту мы тысячу километров намотали, хотя там сам остров всего ничего.

Как ты пришёл  в олимпиадное движение?

До своего 7 класса включительно я жил в Химках, и тогда максимальный этап, которого можно было достичь, — это муниципальный этап по Химкам. В 6 и 7 классе по географии я их выигрывал без особой подготовки: у меня была достаточно сильная учительница в школе. В 8 классе я переехал в Москву, а в девятом прошёл на регион по географии, где стал победителем. К региону я готовился всего лишь месяц, но именно когда я победил, то подумал: «Ого, как я могу, оказывается». Именно после этого и начал заниматься серьёзно.

Было ли в заданиях и турах этого заключительного этапа что-то особенное?

Теоретический тур был довольно лёгким по сравнению с теортурами прошлых лет. Большой упор был сделан на логические связи в географии, а не на фактологические знания. Для меня вообще географическая логика — это сильная сторона, в отличие от многих вещей, которые нужно скрупулезно учить. Мне такой теортур скорее помог, чем помешал, но я прекрасно понимаю людей, которые этим недовольны, которые учили географию два года, знают много глубокой информации и получают такой теор. На практическом туре было много математики. Там было явное преимущество у технарей. Ну и, конечно, практический тур проходил в метель, что вообще нонсенс для всеросса. Ну а тестовый тур, наверное, наиболее стабильный в олимпиадах по географии. Тест этого года ничем, я думаю, не отличался от тестов прошлого и многих годов до этого.

Как ты готовился к олимпиаде?

После своего первого всеросса я почти год посвятил фактологии. Я понял, что я не знаю, как улучшить логику, а вот подучить что-нибудь новое было бы классно. Месяца за три до Ставрополя я сделал себе план подготовки по темам. На каждую тему я выделил от пяти дней до недели и, собственно, начал их учить. Какие-то темы я разбирал по учебникам, в частности, вузовским. А для других тем просто примерно знал, что нужно изучить, и либо просил у учителей необходимые материалы, либо искал и читал сам. Что я мог бы выделить в самом процессе подготовки, так это электронные конспекты, я их ярый сторонник: там гораздо лучше получается структурировать записи.

Какие эмоции были у тебя во время олимпиады и после того как ты узнал, что победил?

У меня было два всеросса, в Липецке и в Ставрополе, и ставропольский от липецкого отличался тем, что на первом я практически никого не знал и равномерно волновался в течение всего времени, а в Ставрополе у меня уже было много друзей из Москвы и не только. Постоянное общение не давало накручивать себя, думать о турах. Поэтому мой всеросс был наполнен эмоциями, в первую очередь, от общения, а мое волнение умещалось в вечер перед турами. А теперь о том, как я узнал результаты. В последний день был очень плотный график: утром написали тест,  потом пошли на разбор теора. Когда мы оттуда вышли, то увидели стенд с вывешенными баллами. Они ещё не были проранжированы, я просто просуммировал, узнал свою цифру — это был астрономический 161 балл,  рекордно высокий в этом году. Я ходил и спрашивал, у кого сколько, никого с баллами выше не нашёл и ушёл на обед, на который я опаздывал. Когда уже эти списки проранжировали и я узнал, что стал абсолютным победителем, какой-то фантастической радости на самом деле не было. Возможно, это было обусловлено усталостью: перед всеми турами я очень мало спал, и моя радость как-то «съелась». Мне кажется, за меня больше порадовались мои друзья и тренеры, чем я сам.

Какой случай во время олимпиады тебе запомнился больше всего?

Я расскажу два. Мы приехали в Ставрополь на день раньше начала олимпиады, пошли по нему гулять и забурились в ботанический сад Ставрополя, где в оранжерее нашли коричник (это дерево, из коры которого получается корица). У этого дерева очень вкусные листья. Мы это поняли и набрали их с собой. На следующий день на теоретический тур я пришёл с карандашом,  ручкой, ластиком и кучей листьев. И если за возможность пронести ластик я воевал минут 5, потому что на площадке были какие-то очень жесткие условия проведения, то листья пропустили без вопросов. Многие берут с собой шоколадки, но мне кажется, что сладкое не активирует мозговую активность, а, наоборот, её снижает, поэтому я ел листья: сидишь жуешь, как антистресс. Что касается второго случая, у нас одному из членов сборной исполнялось 18 лет. Мы ночью выбежали из гостиницы в магазин на другом конце города, и принесли оттуда торт со свечами, разбудили его и поздравили. Это было очень круто.

Куда ты планируешь поступать?

Я учусь в физико-математическом классе и года два-полтора выбирал между геофаком и каким-то математическим вузом, преимущественно Физтехом. Сейчас я уже процентов на 90 определился, что буду поступать на геофак. Следующий шаг — понять, геофак какой. Есть геофак МГУ, есть геофак Вышки. Если бы мне больше нравилась физическая география, то вопросов нет, я пошёл бы в МГУ.  Но в плане экономической географии Вышка — достойный конкурент. Я пытаюсь найти выпускников, ребят, которые там учатся, чтобы послушать их и определиться, на какой из двух геофаков в итоге идти.

Кого бы ты хотел поблагодарить за свою победу?

Во-первых, своих родителей. Как я уже сказал, они меня много в раннем детстве повозили по миру, и это, наверное, мне очень помогло и дало старт всему моему увлечению географией. Во-вторых, московскую сборную: всех, кто в ней учит и учится.

Какой совет ты мог бы дать нынешним и будущим олимпиадникам?

Постарайтесь познакомиться за свой олимпиадный путь с как можно большим количеством людей. Лет через 10 про свой всеросс вы будете помнить весьма смутно, а вот если вы эти 10 лет проведёте с человеком, с которым познакомились на олимпиаде, — это будет ценно.