«Олимпиада – это спорт»: Серафим Рылов о ВсОШ, искусстве и преподавании
Как совмещать игру в двух музыкальных группах, учёбу и преподавание? Как не уставать от подготовки к всероссу? Как ученики вдохновляют своего преподавателя? Об этом и многом другом нам рассказал победитель всеросса 2021 года по МХК и преподаватель истории искусств в АПО Серафим Рылов.
Олимпиадная история
Живя в Шуе, я писал олимпиады по всем предметам, потому что город маленький и попасть на муниципальный этап по физике мог такой гуманитарий, как я. Ходил в музыкальную и художественную школы и успешно закончил их в седьмом классе, но мыслей о том, что искусство будет моей главной специальностью, тогда ещё не было. Всё стало меняться в девятом классе после поступления в школу «Летово» в Москве. Я продолжил участвовать в олимпиадах по всем предметам, но прошёл на регион по обществознанию, истории и МХК. Регионы в девятом классе написал так себе, но по МХК вышел на закл. Я был последним в списке на проход дальше. На апелляции отвоевал один балл, и это позволило организаторам отсечь меня от трёх ребят с такими же результатами. Я всегда привожу это в пример, почему нужно бороться за все баллы и дожимать до конца.
В девятом я начал ходить на занятия в сборной ЦПМ, съездил на сборы к заключительному этапу в Подмосковье и поехал на закл в Казань. Там стал призёром и прошёл бы благодаря этому на закл в следующем году, но его отменили из-за пандемии. Тогда я уже начал готовиться (скорее, морально) к олимпиаде в 11 классе и в итоге стал победителем.
Почему именно МХК?
МХК я выбрал потому, что это область, которая существует рядом со мной всю мою жизнь. С ранних лет родители отдали меня в музыкальную школу. Мама у меня преподаватель культурологии и литературоведения в университете, бабушка тоже вела историю искусств и русский язык с литературой. Они удачно нашли подход к тому, чтобы мне эти интересы прививать. Получилось так, что я набрал базу, которая отлично подходила, чтобы без подготовки написать регион и пройти на закл. Дальше на эту базу уже надстраивались те знания и навыки, которые давали в ЦПМ.
Эмоции от победы
После победы я окончательно осознал, что вся моя подготовка и бэкграунд, связанный с искусством, не подвели и вылились в такой вот триумф. Плюс к этим эмоциям добавилось появление уверенности в своём будущем, потому что я ровно до того момента не знал, куда буду поступать. У меня была куча идей, они ранжировались от международных отношений в МГИМО до Московской духовной семинарии. Когда я победил, понял, что у меня теперь есть стопроцентный проход на историю искусств в НИУ ВШЭ. А многодневные кровопролитные сборы доказали, что интерес к искусству не теряется, даже если занимаюсь им очень много и долго. Поэтому после победы я почувствовал, что моё ближайшее будущее решилось — поступаю в Вышку на историю искусств, и всё у меня будет так, как мне захочется.
Подготовка, подготовка и ещё раз подготовка
У меня было два основных режима подготовки. Первый – просто существование в искусстве. Я постоянно читал новости в этой сфере, листал статьи про художников, просматривал альбомы с их картинами. Главная цель этого режима была развить насмотренность, то есть загрузить в свою голову как можно больше визуального материала, который разовьёт способность ориентироваться в искусстве без каких-то знаний. Второй режим реализовывался на сборах в 11 классе, когда на протяжение недели мы с утра до ночи сидели в Зуме и занимались. Но мне это не претило благодаря страсти к искусству, замечательным преподавателям и разнообразию материалов. Еще был спортивный азарт. Ты сидишь перед компьютером десять часов подряд, но тут открывается второе дыхание, ты дослушиваешь последние две лекции и довольный идешь спать, перед этим пролистав свой огромный талмуд конспектов. Без азарта в спорте никак, а олимпиада — это очень даже спорт.
Все дороги ведут в АПО
На закле в 11 классе наша сборная делилась на так называемые пещеры. У пещеры самых старших ребят, в числе которых был я, была старейшина Анна Шведова. Мы начали тепло общаться, съездили нашей компанией летом в Казань и где-то в конце июня Аня скинула в беседу пост о том, что кафедра истории искусств ищет преподавателей. Мне тогда уже нужно было искать работу на время обучения в вузе, поэтому я решил попробовать. Отправил резюме, прошёл собеседование у заведующей кафедрой и начал время от времени преподавать. В АПО очень удобный режим работы, так как тебе не нужно ежедневно вести занятия в одном и том же формате.
Музыка и уход от теории к практике
Я играю в двух группах. «Долгая история» — это группа, в которую меня позвали осенью 2022 года. Там играю на барабанах, это основное мое музыкальное занятие. У меня есть ещё рок-группа САКЭ, мы создали её вместе с моими школьными друзьями, когда поступили в Летово в девятом классе. Музыка помогает мне переключить мозг на совершенно другой образ деятельности и мышления. В какой-то момент она позволяет полностью сосредоточиться на слуховых и тактильных ощущениях. Особенно это актуально с барабанами, потому что во время игры ты не думаешь — руки делают всё за тебя.
Параллельно я создаю свой проект с художниками и выставками. Он пока в зачаточном состоянии, но тоже переводит меня из мира теории в сферу сугубо практическую. Ещё время от времени рисую. Когда ты не только читаешь об искусстве, но и сам им занимаешься им, это очень помогает оставаться эмоционально стабильным и классно проводить время.
Впечатления от занятий с ребятами
Занятия с олимпиадниками меня вдохновляют. Я встречаю тех, кто интересуется искусством и прикладывает много усилий, чтобы впитать в себя эти знания и навыки. Не менее важный фактор — моё собственное желание что-то рассказать и чем-то поделиться. Когда ты поглощаешь большой поток информации в университете, тебе нужно его уравновесить — поделиться им с кем-то. Преподавание в этом случае — отличное решение.
Помимо этого, я испытываю эйфорию от самого процесса. Когда я сижу на паре, время течет долго, но когда преподаю я, почти полтора часа ощущаются, словно 15 минут. Я испытываю наслаждение, делясь информацией, наблюдая интерес к ней и ощущая свою полезность.
Про не большую разницу в возрасте с учениками
Не большая разница в возрасте решает проблемы, которые очень мешают при подготовке. Если преподаватель в два раза старше, у ученика уже создаётся в голове серьёзная дистанция — он зажимается перед авторитетом преподавателя. Он банально боится допустить ошибку, поэтому меньше делает и пробует, а без этого материал освоить сложно. Когда возрастная дистанция между школьником и учителем незначительная, ребята охотнее задают вопросы и не боятся отвечать неправильно. Еще выигрышная черта молодого преподавателя — это свежесть воспоминаний и понимание того, чем живут ученики.
Но молодой возраст преподавателя может привести и к некоторым негативным последствиям. Из-за не большого объема знаний и меньшего количества опыта растёт вероятность допустить преподавательскую ошибку.
Готовиться или готовить, вот в чём вопрос
Подготовка в любом формате – это в любом случае спорт, с поражениями и победами, азартом и выгораниями. Преподавая, ты всё равно сам отвечаешь на те вопросы, на которые отвечал бы и сам. Но готовить кого-то — это новый уровень. Нужно понять ученика, найти с ним общий язык, обнаружить сильные и слабые стороны. В этом плане преподавание для меня интереснее – оно сложнее и в нём больше ответственности.
Олимпиадники тогда и сейчас
Сейчас олимпиадники умеют замечать неожиданные детали и задавать вопросы, которые не вписываются в общую канву повествования. Например, когда ты практически на автомате уже рассказываешь о гениях живописи, а ребята спрашивают, почему художники относятся именно к этому стилю, почему они вообще писали такие картины. Эти вопросы помогают ученикам получать нужную информацию, а нам, преподавателям, открывают новые стороны предмета. Благодаря этому мы можем улучшить свои уроки и растем как искусствоведы. Ученики не дают тебе застопориться в колее одной и той же информации, которую ты на автомате выдаешь.