От «полного ужаса» до «милых фреонов»: как прошли теоретические туры у химиков

Каким элементам члены жюри отдали предпочтение на теоретических турах этого года? Что показалось участникам наиболее сложным и интересным? И как эпиграфы к задачам поднимают настроение олимпиадникам? Ответами на эти и другие вопросы делятся школьники из разных регионов.

Автор: Анна Соколова

Екатерина Степук, сборная Санкт-Петербурга, Президентский физико-математический лицей №239, 8 класс

Для подготовки ко всероссу я составила план, включающий разные области химии — от нарешки задач до ознакомления с теорией. Занималась каждый день и старалась придерживаться намеченной стратегии. Честно говоря, я не переживала перед турами. Волнение мешает решать задачи. Мне помогали развеяться разговоры ни о чём с ребятами из нашей сборной и вечерние чаепития в узком кругу.

Не могу не привести эпиграф задачи второго тура НХ-2: 

«Вы неаккуратно считаете и забываете размерности, поэтому я обиделся и придумал задачу без цифр», 

С уважением, автор задачи

Он поразительно точно описывает то, как мы умеем считать и, конечно, было приятно встретить задачу, в которой нет ни одной цифры как данного. Всё равно считать надо уметь, ведь как гласит название этой задачи: «Цифры никогда не врут».

Я ждала интересных и непростых задач. Первый тур очень похож на регион, поэтому готовилась к термохимии и расчётным задачам, второй обычно включает нетривиальные соединения. Мне нравятся такие задания, потому что можно узнать элементы с другой стороны.

Наиболее интересной мне показалось задача 9-2 первого тура. Состав соединения в ней устанавливался только по карте распределения электронной плотности. Я начала с неё, и она действительно подняла мне настроение!

Второй тур обычно всегда сложнее. Третья задача по неорганической химии показалась мне самой трудной. Основное вещество расшифровать было не очень сложно, однако некоторые соединения не хотели поддаваться и сохранили свою анонимность до конца.

Егор Злобин, сборная Тульской области, Центр образования № 38, 9 класс

На самом деле к заклу подготовиться невозможно. Я занимался с лета, сначала день через день, потом чаще и под конец — пару часов в день. В основном подготовка сводится решению задач и закреплению теории. Сборов для меня не организовывали, потому что я единственный член сборной, поэтому занимался самостоятельно и с преподавателем.

Сначала чувствовал я себя не очень, но на туре стало получше. Ждал, что будет трудно, но в реальности уровень сложности оказался терпимым. Я не пытался предугадывать тематику и тип заданий, ждал просто интересных задач — каковыми все и были.

Для меня самым сложным оказалось самое простое. К сожалению, я не разобрался, как работать с большим рисунком. Зато мне было интересно решать задание про изменение цифр. У меня на него ушёл час, но последний пункт мне не понравился: там нужно было знать конкретную реакцию.

Александр Филиппов, сборная Москвы, Школа №1543, 11 класс

К теору готовился с конца 10 класса. Занимался по настроению, но в среднем выходило около полутора-двух часов в день. Иногда нападали приступы лени, которые длились несколько дней. В такие периоды старался отдохнуть от химии, а потом с новыми силами возвращался к боту.

Перед туром старался не думать ни о чём. Задания ожидал сложные, такими они и были. Не вижу смысла в угадывании тематики: со всероссом никогда не попадёшь. Очень хотелось интересную органику, что и получил, а вот неорга подвела. 

Наиболее сложным показалось задание 11-2. Там нужно было по небольшому количеству численных значений и изображениям кристаллических решёток угадать ряд соединений, схожих между собой. Если честно, так до конца и не понял, как его делать. Даже с имеющимися решениями. 

Самым интересным я бы назвал задание 11-4. Довольно классический формат органической химии: просто цепочка последовательных превращений, только в этом году ещё решили добавить биохимическую составляющую, чего лично я на первом туре не видел. Мне такое понравилось! Думаю, написал приблизительно так, как и рассчитывал, я собой доволен.

Анастасия Нахатова, сборная Бурятии, Музыкально-гуманитарный лицей им. Аюшеева, 11 класс

Честно говоря, я не особо интенсивно готовилась. На повторение теории и прорешивание задач выделяла не более двух-трёх часов в день. В день тура чувствовала себя уверенно и расслабленно. Переживаний не было, настраивала себя на продуктивную работу. 

Думала, что задания теоретического тура окажутся легче, как в прошлом году, но чуда не произошло. Моя подруга ярко охарактеризовала уровень сложности задач — «полный ужас». По моим ощущениям, теоретический тур усложнили раз в сто. 

Самой неприятной была неорганика: нам предоставили только пару чисел, с помощью которых было сложно что-то посчитать и найти нужные кристаллические решётки. Нужно было решать задачу методом подбора, что я не очень люблю. Зато мне понравилась органика. С задачами этого блока я справилась неплохо: одну решила полностью, а вторую наполовину. 

Максим Капленков, сборная Москвы, школа имени Маршала Чуйкова, 9 класс

К этому заклу я начал готовиться ещё год назад, когда заинтересовался олимпиадами и поставил себе цель — взять всеросс по химии. Вместе со школьными уроками химии у меня выходило примерно 22 часа занятий в неделю. Преимущественно все эти часы я тратил на бот к заклу.

Перед туром страшно не было. Ожидал очень сложные задания, как в прошлом году, но, к счастью, большинство задач были мне по силам. Всё решабельно. Думал, будет задачка про ртуть, но в итоге жюри всё-таки отдало предпочтение барию.

Больше всего ждал заданий по физхимии, потому что неплохо владею этим разделом. В именно этот блок меня и подвёл. Самой трудной задачей для меня была 9-2. В ней нужно было определить формулу соединения по данным рентгеноструктурного анализа. Я пытался решить это задание примерно полчаса, но, не добившись результата, забросил. Наиболее милой оказалась задача 9-5, направленная на знание химии фреонов — галогенопроизводных алканов.