От призёра рега до абсолюта закла по китайскому: история Варвары Петренко
Как случайная поездка в летний лагерь может привести к победе на олимпиаде? Что помогает стать абсолютистом? И почему поражение — мать успеха? Своей олимпиадной историей и советами по подготовке поделилась абсолютная победительница ЗЭ ВсОШ по китайскому языку Варвара Петренко.
Автор: Анна Соколова
Когда ты познакомилась с олимпиадами?
В олимпиадах и различных конференциях начала участвовать ещё в начальной школе. Конечно, они были не по китайскому языку, но уже с того времени я развивала нестандартное мышление и расширяла кругозор. В средней школе стала участвовать в олимпиадах сразу по нескольким предметам, причём не только гуманитарным. С 9 класса добавился китайский. В старшей школе уже решила сконцентрировать все свои силы на изучении этого языка и участии в олимпиадах по этому предмету: всё-таки главное не количество, а качество.
Почему ты выбрала китайский?
К изучению китайского меня подтолкнула судьба. В средней школе я учила только английский, но мне хотелось взяться за ещё один иностранный. Китайский язык казался мне тогда таинственным и загадочным, я мало что знала про Китай.
Благодаря олимпиадным достижениям я попала в лагерь «Артек». Там познакомилась с подругой, которая на тот момент уже изучала китайский. Я начала её расспрашивать о языке и его особенностях. Наверное, нам суждено было оказаться в одном месте и в одно время. Когда вернулась из лагеря, загорелась мыслью начать учить китайский.
Сама нашла онлайн-школу и сразу же влюбилась в язык благодаря преподавателю. Впоследствии я много занималась сама, проходила учебники, готовилась к международным экзаменам HSK, читала дополнительную литературу на китайском. Самоподготовка позволила мне во многом поднять уровень владения языком.
Как развивалась твоя олимпиадная история?
В 9 классе у меня уже были достаточные знания по китайскому. На момент олимпиады я изучала язык год с небольшим. Шла туда с одной мыслью: просто попробовать, а дальше — как получится. Помню, как была рада, когда прошла на муниципальный этап, а потом и на региональный. Для меня тогда это был высокий уровень! На региональном этапе я стала призёром, что меня тоже очень порадовало. Тогда появился стимул поднять уровень китайского, чтобы добиться больших успехов.
В 10 классе прошла на закл, сама того не ожидая. Этот этап казался недостижимым, поэтому на него я ехала с воодушевлением. Конечно, хотелось уехать не с пустыми руками: возлагала надежду на то, чтобы стать хотя бы призёром. Так и произошло. Вспоминаю, с каким трепетом держала тогда свой первый диплом!
В 11 классе я также проходила через все этапы олимпиады, начиная со школьного, хотя в этом не было необходимости, но это было для меня некоторой подготовкой к главному соревнованию. К тому же в 10 и 11 классах я участвовала в перечневых олимпиадах и конкурсах, организуемых вузами, например, в «Высшей пробе», а также олимпиадах РАНХиГС, СПбГУ, МГИМО, ФСБ, Евразийской лингвистической олимпиаде, в которых становилась победителем и призёром.
С прошлого заключительного этапа я не теряла мысли о том, что если я подготовлюсь в этом году лучше, то у меня будет шанс стать победителем, это было моей главной мечтой. Перед началом закла в этом году я не знала, чего вообще ожидать от олимпиады, волновалась за задания, особенно за устный тур. В итоге сделала всё отлично и стала абсолютным победителем, чем очень горжусь! Моя олимпиадная история развивалась планомерно — от призёра регионального этапа до победителя заключительного.
Как ты готовилась к всероссу?
Подготовкой к олимпиаде я бы назвала весь свой процесс изучения китайского языка, потому что важны навыки, полученные на любом этапе обучения. Весь 11 класс я посещала занятия, организованные Центром педагогического мастерства, а также такими вузами, как РГГУ, МГЛУ и МГУ. На занятиях мы решали много заданий олимпиадного формата, которые порой были даже сложнее, чем задания реального закла. Также готовилась сама и с преподавателем по китайскому. Мы учили много чэнъюев (фразеологизмов), что мне очень помогло на олимпиаде в тесте и в письменной части.
Сейчас я в 11 классе, в школе большая нагрузка. Мне нужно было выполнять домашние задания по разным предметам, параллельно готовиться к экзаменам и не забывать про совершенствование уровня китайского. Кроме того, я сдаю досрочный ЕГЭ, и всеросс почти совпал с экзаменами. Было нелегко, но я справилась со всеми испытаниями.
Какие советы по подготовке к всероссу по китайскому ты могла бы дать?
Во-первых, больше практиковаться, в особенности устную речь, не бояться совершать ошибок, больше тренироваться в написании иероглифов и почаще повторять уже изученные. Также уделять внимание развитию навыков аудирования и побольше решать заданий по лингвострановедению.
Во-вторых, обращаясь к будущим участникам олимпиады, я бы хотела сказать: “一口吃不成胖子” (прим.ред. — Откусив раз, толстым не станешь). Это значит, что на всё нужно время и старание, не всё даётся сразу. В любом предмете можно преуспеть, только если потратить много часов работы и усилий. Если что-то не получается сейчас, ни в коем случае не стоит опускать руки, нужно продолжать стараться. Поражение — мать успеха, как гласит ещё одна китайская поговорка.
Не было ли выгораний в период активной подготовки?
Были моменты, когда не хотелось что-то делать из-за того, что не получалось. Но я стараюсь всегда думать о хорошем. Хочу привести один китайский фразеологизм: “天道酬勤” (прим.ред. — Трудолюбие будет вознаграждено небесами). Это значит, что старания обязательно окупятся. Я всегда об этом помнила в трудные моменты. В перерывах между заданиями отвлекалась на разговоры с близкими, прослушивание любимой музыки, которая мне помогала поднять мотивацию.
Что тебе помогло добиться абсолютства?
Такого результата я в первую очередь добилась благодаря стараниям и интересу к изучению китайского языка. Также мне помогали репетитор, учителя школы №1501 и родители, которые поощряли мой интерес, создавали для меня благоприятные условия и переживали за меня.
В абсолютстве нет секрета. Всё, что кажется невозможным, — возможно. Всё дело в постоянной практике и систематических занятиях языком. Большую роль играет правильный настрой и уверенность в силах. Перед турами я повторяла про себя, что я всё смогу, что у меня всё получится, ещё раз вспоминала, на что мне следует обратить особенное внимание во время олимпиады. Самое главное — собраться, не растеряться и не оценивать олимпиаду как что-то непосильное.
Как в дальнейшем ты планируешь развиваться в знании китайского?
Победа на всероссе — это не предел совершенства. Конечно, я продолжу изучение китайского, потому что этот язык очень глубокий по содержанию и богатый по лексическому составу. В планах у меня поступление в китайский университет: хочу совершенствовать знание языка в среде и заодно увидеть страну своими глазами, лучше узнать её многолетнюю историю и яркую культуру.