«Я почти перестал заниматься историей и стал интересоваться богословием»: интервью с дважды абсолютом по истории Филиппом Лысановым

Что делать дальше, если уже стал абсолютом? Стать им ещё раз, но лучше! После первой абсолютной победы на всероссе по истории в прошлом году Филипп Лысанов перестал системно готовиться к олимпиадам, но не прекратил изучать историю — и смог снова стать первым, с ещё более высоким баллом. О том, какие цели можно ставить себе после абсолютной победы и какие изменения пошли бы всероссу на пользу — читайте в интервью с Филиппом.

Автор: Алина Сакмарова

Расскажи про свой олимпиадный путь.

Я начал свой олимпиадный путь в 9 классе. Готовился я несистемно: какие-то вопросы истории изучал очень глубоко, как, например, историю Монгольской империи, а какие-то вообще не затрагивал — на тот момент я даже не знал, что такое августовский путч. После провала на региональном этапе я решил, что надо что-то менять: больно мне не хотелось сдавать ЕГЭ для того, чтобы поступить на истфак (а туда мне хотелось пойти ещё с 8 класса).

Тогда я начал сравнительно нормально готовиться: читать всеразличные учебники, какую-никакую литературу по Древней Руси. Затем я поступил в школу №1535 и в сборную Москвы. Там стал готовиться системно. После года обучения в сборной я взял первый диплом абсолюта. Его я разделил с Ирой Скрипцовой, с которой показал одинаковый результат в Казани — 195 баллов. После этого я почти перестал заниматься историей и стал больше интересоваться богословием, но продолжил ходить на занятия в сборную, что-то читать по своему периоду и не только. В этом году я гораздо больше занимался именно широкой историей: читал работы начиная с богословов третьего века и заканчивая оттепелью. Все это вылилось во второго абсолюта — 218 баллов в Пскове. 

Амбиции? В 10 классе только взять диплом хотя бы призёра, до февраля 2023 — взять второго абсолюта, после февраля 2023 — набрать больше 215 баллов.

Расскажи про свои научные интересы. Повлияла ли олимпиада на их становление?

На данный момент моим научным интересом является история церкви, в особенности Александрийского богословия. Как вы понимаете, в формате ВсОШ работы Оригена Александрийского не особенно спрашивают. Ещё меня интересует Древняя Русь (тут, действительно, олимпиада серьёзно повлияла) и общественная мысль русского зарубежья (здесь всеросс не повлиял).

А как повлияла ВсОШ непосредственно на тебя?

Вообще ВсОШ скорее отрицательно влияет на личность: Человек (именно с большой буквы) становится рабом баллов. В этом плане надо выдавливать из себя раба по капле, но это сложно — я так и не смог. Мои ценности были гораздо более консервативными в 10 классе. В 11 классе я как-то стал терпимее к людям. Но всё равно мои ценности основывались на христианском фундаменте.

Самое яркое олимпиадное впечатление?

Момент, когда пришли баллы в Казани, а также награждение в Пскове.

И всё-таки: как тебе удалось стать дважды абсолютным победителем? Что тебе помогло? 

 Помогли Бог, Михаил Чернявский и поддержка друзей. 

Отличает ли тебя что-либо от других участников?

Ничего не отличает! Я такой же человек, как и вы все!

Твоё любимое задание на олимпиаде?

Любимый тур — тестовый, любимое задание… Пусть будет задание по похоронам на этом региональном этапе, оно было очень прикольным.

Что бы ты изменил во ВсОШ?

На ВсОШ я бы изменил формат эссе: очень плохо, когда твой балл зависит не от знаний по периоду и не от количества прочтённых книг, а от постановки задачи. Как именно изменить? Например, я давал бы не цитату, а непосредственно тему, о которой надо было бы в вольном стиле писать.

Проект и тест очень хороши, так что их менять особенно не надо, разве что добавить элемента всемирной истории в тестик. Вот устный тур надо реформировать: унифицировать оценку каждого устного тура, минимизировать личный фактор жюри. Например, проверять каждый устник непосредственно после проведения по отснятому выступлению участника.