«Я проповедую концепцию АНТИбота»: интервью с двукратным абсолютным победителем всеросса по искусству Глебом Семёновым

Обычно олимпиадный успех ассоциируется с личными жертвами: бесконечным недосыпом, ночной работой себе во вред, недоеданием и отсутствием свободного времени, но абсолютный победитель ВсОШ по МХК считает, что его удача — в грамотном совмещении досуга и интенсивной подготовки. 

Как выучить всё и найти время на прогулки с друзьями и еженедельное посещение концертов? Почему для олимпиадника важно развитие эмпатии? Читайте ниже!

Расскажи о своих впечатлениях от олимпиады в этом году 

Задания мне понравились даже больше, чем задания региона или заключительного этапа прошлого года. На заключительном этапе, разумеется, было больше музыки, чем в прошлом году. Наконец-то! Правда, мне лично опять не хватило формального анализа художественных произведений. В этом же всё-таки и заключается суть профессии искусствоведа: описывать и интерпретировать художественное искусство.

Расскажи, как ты готовился и что считаешь самым главным своим качеством, обеспечивающим вот уже два года подряд успех на всероссе?

Отмечу, что здесь крайне важно понимание логики составителей заданий, поскольку до того момента, как я оказался в сборной Москвы, в восьмом и девятом классах, на региональном этапе я проваливался: ошибался в ответах гораздо чаще, чем сейчас. А вот подготовка в сборной обеспечивает стабильные и достаточно точные попадания в ключи — ты начинаешь мыслить категориями составителей. От искусствоведа же в первую очередь должна требоваться наблюдательность и тонкий ум. Я открыл в себе все эти «чакры», и стало получаться. 

Говоря о подготовке… Вот вам показательный случай: я сегодня узнал два факта — один хороший, другой — не очень. Во-первых, обо мне знают в Самаре. Во-вторых, знают там как «заботыша». Распределите сами, какой хороший, какой плохой. Но, на самом деле, усердно я не готовился, просто слушал лекции наших замечательных преподавателей, безусловно, очень полезные, писал, писал и писал тексты на различные темы. Ещё много работал с внятной и разборчивой речью. А так, я считаю, что я недостаточно готовлюсь или готовлюсь не очень усердно: многие ребята тратят на подготовку сильно больше времени, чем я. Вообще, я проповедую концепцию «антибота»: чем больше вы спите, тем больше у вас баллов. Сон — это самая важная составляющая этой концепции.

Ну и конечно, я многое повторял: обратил внимание на юбиляров, все основные темы, связанные с годом педагога (это всячески афишировалось). В общем, просмотрел всё. Разумеется, всё, кроме школ искусств, которые и попались на творческом туре. Но спал хорошо, это правда. 

Расскажи, пожалуйста, какие задания на ВсОШ нравятся тебе больше всего?

В контексте всеросса мне больше всего нравятся задания про театр (желательно без упоминания актеров), ну и на музыку: в последний год я очень сильно погрузился в академическое искусство, в оперу хожу буквально каждую неделю: меня это завораживает. Если я отойду от науки, то поступлю именно на театрального режиссёра.

Чему научила тебя олимпиада по искусству? 

Сама олимпиада научила меня переживать за людей, поскольку, честно скажу, я общаться с ними не умел. Коммуницировать я начал только сейчас. И начал за них сильно переживать. Насколько я был сухарём, который ничего, кроме учения, не воспринимал, настолько же я эмпатичен сейчас. Мне очень боязно за моих друзей, которые находятся «на границе» как участников/призёров, так и призёров/победителей. Я держу за них кулачки.

Какой у тебя творческий опыт был в искусстве в прошлом?

В этом смысле мне повезло: я класса с третьего рисую, пишу маслом, занимался в музыкальной школе, откуда меня выгнали на второй год обучения, даже не помню за что… Наверное, из-за конфликтного характера. Сейчас я развиваюсь в вокальном направлении. И, наверное, буду продолжать писать музыку, сейчас вот хорошо освоил строй, пытался с метрикой экспериментировать, недавно написал простой вальс. 

Кто больше всего повлиял на тебя в контексте искусствоведения и олимпиад по искусству?

В олимпиаду меня привёл мой дорогой учитель, у нас сейчас с ним очень хорошие отношения. Наверное, я могу даже сказать, что это мой дорогой друг Алан Мурадович, в восьмом классе заставивший писать МХК. До этого у меня была неплохая база, но он познакомил с форматом олимпиады впервые. Во многом именно его вмешательство (или невмешательство) с учётом частых выездов и лояльного отношения к этому в школе сильно повлияло на успех. Я имею возможность просиживать много часов в РГБ за чтением книг, различных источников историографии и истории искусств. Это всё тоже влияет, конечно.

Твоя главная ценность?

Безусловно — справедливость, которую мы пытаемся установить и здесь, на олимпиаде.

Моё жизненное кредо: справедливость и честь.

Я стараюсь отстаивать справедливость и всячески способствовать тому, чтобы наиболее достойные того люди получили то, чего они достойны. Я стараюсь, наверное, сохранить честь. Так, если я, не дай Бог, где-нибудь солгу, поступлюсь каким-то своим принципом ради чего-то, то это будет для меня сильно хуже, чем если я ничего вообще не получу.

Почему искусство?

Потому что оно везде, куда ни глянь. Посмотрите вокруг: я сижу в аудитории, здесь зелёные стены, татарское искусство в предметах интерьера… Видите: даже здесь слово «искусство».

Текст: Алина Сакмарова