«Я смог победить себя»: как прошёл теор у биологов

Какие нововведения появились в заданиях теоретического тура в этом году? Как готовились участники заключительного этапа? Почему некоторые задания ввели их в ступор? Впечатлениями делятся финалисты олимпиады по биологии.

Автор: Анна Соколова

Михаил Рябов, сборная Кировской области, 9 класс

К теоретическому туру я готовился меньше, чем к практическому. В основном сам — по учебникам и заданиям прошлых лет. Учёба была насыщенной, но от выгораний меня спасал отдых. Иногда нужно немного восстановить силы и переключиться на другое, чтобы затем вновь вернуться к активному боту.

Я много готовился и был уверен в своих силах, поэтому перед туром почти не волновался. Думал, что будет много заданий по биохимии. И ожидания мои, к сожалению, оправдались. В этом году у девятых классов впервые появилась пятая часть в теории. Это были расчётные задачи по образцу Международной биологической олимпиады. Не могу сказать, что справился с ними хорошо, но это был интересный опыт. Больше всего мне запомнилось пятое задание из третьей части. Оно было про насекомоядные растения. Узнать о них что-то новое показалось мне забавным.

Анастасия Трунина, сборная Москвы, 9 класс

Не могу сказать, что готовилась очень много. С сентября ходила на профильные занятия по биологии от школы, читала интересные статьи и другие материалы. Суммарно подготовке уделяла 23 часа в день. За месяц до всеросса участвовала в сборах от команды Москвы, где мы повторяли теорию и проводили множество практических работ. После занятий я ботала сама: читала учебники и статьи, смотрела университетские курсы, презентации от преподавателей. 

Мне понравились четвёртое и пятое задания в третьей части. Одно из них было посвящено непентосам (хищным растениям) и особенностям строения их кувшинов. Другое описывало операции, которые провели на мозге кошки, чтобы обучить её таким образом определённым командам. Участникам нужно было сделать выводы и предположить результаты обучения при других операциях. 

Иван Габышев, сборная Тюменской области, 10 класс

Целенаправленно готовиться к заклу начал примерно год назад. Конечно, у меня были периоды «отпуска», когда я давал себе отдохнуть, но основные разделы биологии для 10 класса всё-таки ботал. Большую часть времени занимала самоподготовка. Чем ближе был закл, тем чаще я занимался биологией. Иногда за просмотром лекций или чтением книг мне удавалось провести весь день. К счастью, эмоционального выгорания в процессе подготовки не почувствовал. Возможно, я просто жёсткий прокрастинатор. 

Перед теором ощущал волнение от неизвестности. Сами задания по итогу оказались не сильно сложными, но и не лёгкими. Классно, что многое было направлено на понимание и рассуждение. Интересным заданием можно считать абсолютно каждое: ни одно задание не дало мне заскучать за эти четыре часа. Проверил свои ответы по матрице, вполне доволен результатом. Рассчитывал, что наберу намного меньше, но я смог победить себя.

Дарья Храмова, сборная Республики Мордовии, 11 класс

Серьёзно начала готовиться за три месяца до регионального этапа. Была на декабрьской программе по генетике в «Сириусе», а также на учебно-тренировочных сборах в Кирове. Кроме того, сделать мою подготовку продуктивнее помог лицей, в котором я учусь. Перед туром чувствовала себя комфортно: прорешала задания прошлых лет, посмотрела много лекций. Тем не менее задания мне показались сложными. Гораздо сложнее, чем в предыдущие годы.

Очень люблю биохимию. И меня порадовало большое количество заданий именно по этому разделу. Мне особенно понравилось шестое задание из четвёртой части. Нужно было соотнести фракции РНК с их функциями. Сначала я его выполнила полностью верно, но почему-то в последние минуты решила исправить ответы.

Полина Кочкурова, сборная Москвы, 11 класс

Перед туром была небольшая тревога. Чувствовались волнение и неуверенность в знаниях. Особых ожиданий от предстоящих вопросов и задач не было. Мне всегда туго давались задания по генетике. Они занимают больше всего времени: посчитать, учесть все варианты и расщепления. Четвертая часть с табличками всегда была самой приятной и любимой — обычно на ней получается набрать больше баллов. В этот раз она была несколько труднее, чем предполагалось. Тем не менее в ней были и халявные задания, при успешном выполнении которых можно было заработать дополнительные баллы, приложив при этом не слишком много усилий. 

Наверное, каждый всероссник шутит (или не шутит) про то, что он слил тур. И я не исключение. Если всё-таки говорить серьёзно, то, думаю, у меня всё относительно неплохо. В любом случае каждый из нас сегодня выложился настолько, насколько мог.