«Тысячеликий герой», или Жизнь типичного олимпиадника
Как не уставать от монотонности подготовки? Почему из олимпиадной среды важно вовремя выйти? И причём здесь мономифы и кинематограф? Об этом и многом другом мы поговорили c одиннадцатиклассником из сборной Санкт-Петербурга — победителем и дважды призёром ВсОШ по географии и обладателем серебряной и бронзовой медалей Европейской географической олимпиады EGEO — Фёдором Денисовым.
Автор: Анна Соколова
Когда ты погрузился в олимпиадное движение?
Как в «Тысячеликом герое» Кэмпбелла, в олимпиадной среде есть свой миф — об умном школьнике, который стал звёздочкой ещё в начальной школе, потом ходил на все олимпиады сразу, а затем один влиятельный преподаватель склонил его к одному предмету. Так вот у меня было так же: я такой же мономиф школьника.
Один преподаватель не столько сделал вклад в мой багаж знаний по олимпиадной географии, сколько показал, что учиться — это прикольно. Класса с 7 я писал олимпиады — от муниципов до региональных в Ленобласти, откуда я родом. Тогда же в составе команды «Овощи» занял первое место в чемпионате России по географии. И до сих пор считаю, что это одно из самых крутых соревнований, которое объединяет классных людей.
В 9 классе неожиданно для самого себя попал на всеросс и написал его неплохо. Практур — это лотерейный билет, и у меня он почему-то был счастливым. Может, судьба? Так у меня в руках случайно оказался диплом призёра. Затем мне предложили поучаствовать в Европейском межнаре, который тогда проводился только второй год. За месяц подучил английский язык и подготовился. Итог: получил серебряную медаль. А дальше ничего интересного не происходило, просто всеросс съел всё и немного надоел.
Как ты готовился к всероссу и межнару? Отличался ли подход к этим олимпиадам?
Подготовка проходила неравномерно. Единственная верная стратегия — нарешивание заданий прошлых лет и нагугливание всего, что может тематически оказаться в турах. Таким образом можно подготовиться на призёра — проверено. Но есть и обязательная и монотонная составляющая: обильное чтение профильных учебников, изучение различных баз данных и заучивание официальных статистик.
К межнару дополнительной подготовки не требуется — уровня всеросса хватает. Отличие лишь в одном, и это английский. К EGEO, в частности, важно учить специальную лексику и читать необходимую литературу на этом языке. Грубо говоря, нужно перевести все свои знания на английский.
Не ощущал усталости от этой монотонности?
К 10 классу, когда у меня уже был диплом победителя всеросса и медаль за вторую EGEO, появилось ощущение переизбытка олимпиадной географии. Перенасыщенности не самим предметом, а именно парадигмой соревнований. По своей структуре и сути межнары точно более интересные и творческие. Всеросс же — это единая структура, более формальная и сухая. Там нужно знать множество затеоретизированных вещей: например, гравитационная модель Хаффа или большая часть культурной географии. Но в целом это прикольное гуманитарное направление.
Самое полезное — полностью переключаться с олимпиад на что-то другое. Иначе выгорание неизбежно. Так было и у меня в своё время. Помните, что прогулки — а ещё лучше с книжкой или под музыку — снимают тревожность. Можно бродить по паркам и зимой, и весной, особенно в серединке апреля. Это помогает почувствовать себя человеком. Также никуда нельзя откладывать литературу, особенно модернистскую, так как это база, чтобы мозг переключался.
Становилось ли легче писать олимпиады с каждой очередной?
Однозначно да. Просто появляются не знания, а опыт. Ты меньше распыляешься по ерунде, чётко концентрируешься на цели и идёшь к ней. В 11 классе я немного расслабился, поэтому некоторые ошибки всё же совершил. Ну и ладно.
Менялось ли твоё отношение к олимпиадной среде за это время?
Менялось: от обожания до «ох, опять очередной всеросс». Перенасытился им. Олимпиады — это уникальное явление, но одно из его проявлений деструктивное. Есть хороший фильм Пола Томаса Андерсона «Магнолия». Один из его персонажей победил в крутом квиз-шоу, а дальше по жизни стал неудачником. Вот этот пример хорошо иллюстрирует олимпиадную среду. Если вовремя не выйти из парадигмы интеллектуальных соревнований, можно проследовать по пути героя этого фильма.
С чем у тебя ассоциируется олимпиадная среда сейчас?
В Ленобласти это была очень тёплая и милая тусовка. Но, справедливости ради, олимпиадами в ней никто не жил: из всех моих знакомых на закл прошло только человека три. Со временем начинаешь замечать, что в олимпиадной среде засилье школьников из фильма «Магнолия». А вообще всеросс — это люди. Местами человечные, неожиданные, многогранные, а иногда и загадочные человечки.
Есть уже мысли о том, где продолжишь учёбу?
Не думаю, что буду заниматься именно географией. Меня туда не тянет. Но, скорее всего, это будет связанный с ней профиль. А вообще меня привлекают не естественные науки, а гуманитарные.