На стыке искусств: как помогают вокал и графика на олимпиаде по литературе?

Участники всеросса по литературе часто увлекаются другими видами искусства. Мы узнали у призёров заключительного этапа — вокалистки и художницы — действительно ли знания в других сферах помогают взять диплом. И бонусом поинтересовались, какое творческое задание можно составить на основе этих увлечений.

Дарья Шарова, сборная Московской области, 10 класс — вокалистка

Как давно ты занимаешься вокалом и как к этому пришла?

Мне кажется, я пела с самого детства. У нас музыкальная семья: папа играет на гитаре, сестра на фортепиано, бабушка любит петь. Поэтому сначала это были семейные концерты, а потом меня решили отдать на вокал. В 12 лет я приняла самостоятельное решение пойти в музыкальную школу, чтобы заниматься профессионально. Меня заметили и взяли петь в ансамбль, который через год стал образцовым. Именно с ансамбля началось моё становление как артиста.

Как ты попала на Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе?

Когда я была в 8 классе, в наш город приехали педагоги ОЦ «Взлёт». На тот момент я была победителем муниципального этапа, и мне разрешили посещать их занятия. Я тогда впервые узнала, что есть ещё региональный и заключительный этапы, и загорелась идеей дойти до финала. Стала приезжать на образовательные программы «Взлёта», нацеленные на подготовку к олимпиаде. В 9 классе прошла на заключительный этап всеросса, однако не заняла призовое место. Только спустя год я смогла получить заветный диплом.

Помогли ли тебе знания, связанные с вокалом, на олимпиаде?

В этом году на творческом туре предлагался анализ оперы. В музыкальной школе мы часто слушали отрывки из известных опер, изучали их особенности. Поэтому многие знания в области теории музыки пригодились.

Как ты считаешь, нужно ли заниматься другими видами творчества? Действительно ли это даёт участникам олимпиады преимущество?

В последнее время олимпиада по литературе стала требовать определенные навыки и знания в сфере искусства. Ребятам, которые, например, занимаются в художественной школе, проще справиться с творческим заданием: в прошлом и этом году в него была включена живопись. Также любые виды искусства помогают развить креативное мышление, а на втором этапе оно крайне необходимо.

Как ты думаешь, что помогло тебе победить?

Здесь достаточно много факторов. Прежде всего, моя усердная подготовка, в которой принимали участие сильнейшие педагоги. Второй фактор — это бесконечная поддержка родных, друзей, наставников и ребят из нашей сборной. Каждый дарил мне веру в себя и помогал двигаться вперёд. А третий — это, конечно, музыка. Даже в самые сложные этапы жизни я продолжала петь, выступать для людей, и когда видела огоньки в их глазах, то понимала, что никогда не позволю себе сдаться.

Какое стихотворение ты бы спела?

Стихотворение Бориса Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать». Кажется, эти слова уже положены на музыку, но мне бы хотелось и самой поэкспериментировать с мелодией, которая подошла бы стихотворению.

Если бы у тебя была возможность создать творческое задание на олимпиаде, связанное с вокалом, как бы оно выглядело?

Я бы предложила придумать стихи-пирожки в качестве распевки, чтоб они не только были интересными и смешными, но и помогли настроить голос.

Варвара Сафарова, сборная Московской области, 9 класс — художница

Как давно ты занимаешься графикой и как стала художницей?

Сколько себя помню, всё время училась в художественных кружках и студиях. Четыре года назад поступила в художественную школу, сейчас я занимаюсь там.

Как ты попала на Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе?

Я много и усердно готовилась, мне помогали тренеры сборной и школьный учитель. Так получилось, что я хорошо написала регион, прошла на заключительный этап и взяла диплом там. Удача была на моей стороне!

Участвуешь ли ты в олимпиадах по другим предметам, например, по МХК?

Да, я участвовала во многих олимпиадах, в том числе и по МХК. Однако на всеросс по искусству я не смогла пройти, к сожалению, мне не хватило баллов.

Помогли ли тебе знания, связанные с живописью, на олимпиаде?

Да, мне очень пригодились знания по искусству в творческих заданиях на всех этапах олимпиады. Я приводила в историко-культурный контекст произведения искусства. Это очень широкая тема. Могу сказать, что вообще в любой ситуации можно привлечь изобразительное искусство.

Как ты считаешь, нужно ли заниматься другими видами творчества? Действительно ли это даёт участникам олимпиады преимущество?

Это определённо помогает, но нельзя заниматься каким-либо творчеством ради олимпиады: это должно идти от чистого сердца и искреннего желания. Участники должны сами для себя решить, что им интересно и близко.

Как ты думаешь, что помогло тебе победить?

Меня много поддерживали, за что я очень благодарна окружающим меня людям. Мне кажется, кроме упорной подготовки, также помогла и удача, которая мне улыбнулась!

Портрет какого литературного героя ты бы нарисовала?

Если честно, мне не хотелось бы рисовать ничей портрет, потому что у литературных героев есть особый шарм, который, на мой взгляд, исчезает при переносе на бумагу.