«Олимпиада казалась праздником». Что говорят победители о стрессе на ВсОШ
Олимпиаду очень сложно пережить спокойно. Как и любое другое соревнование, она влияет на эмоциональное состояние участников и часто становится источником стресса. Насколько сильны эти переживания? Как с ними справиться? Есть ли в них хоть какая-то польза? Эти вопросы мы обсудили с победителями ВсОШ-2021.
Автор: Светлана Фролова
Адиля Шайдуллина, победительница ВсОШ-21 по технологии
Стресс — неотъемлемая часть подготовки к олимпиаде. Всегда найдется материал, который нужно изучить, пробелы, которые нужно устранить, да еще и обычная учеба, которой тоже нужно уделять время, но этого времени никогда не хватает. Хорошо, если ты умеешь расставлять приоритеты и не требуешь от себя слишком многого. Я же поняла это только к 11 классу. Спустя 5 лет олимпиадной жизни!
Сейчас тот стресс, который я пережила в школьные годы, очень помогает мне в учебе и жизни. Даже какая-то серьезная проблема не может меня вывести из себя, и это действительно очень полезно. Хотя во время олимпиады стресс — худшее, что может быть с тобой.
До 11 класса мне помогали только мысли о том, что в меня верят дорогие мне люди, а значит, я не могу их подвести.
Мой совет, который я хочу дать тем, кто собирается покорять олимпиады: расставляйте приоритеты и не требуйте от себя слишком многого. Нельзя изучить все на свете. Не корите себя за то, что не можете этого сделать.
Марина Владыкина, победитель ВсОШ-21 по экологии
Для меня главной причиной стресса была конкуренция. Я все время думала, что остальные участники учат больше, запоминают лучше и соображают быстрее. Но я знала, что нужно идти до конца, брать себя в руки и работать.
В большой степени меня заставляла идти вперед поддержка тренеров и ребят, с которыми мы готовились. Конкуренция конкуренцией, но дружить при этом тоже можно. Мне кажется, те, кто готовится вместе, могут переживать друг за друга и искренне желать друг другу победы, потому что видят, сколько сил каждый вкладывает в подготовку. К тому же, каждый знает это по своему опыту.
В эмоциональном плане стресс, конечно, негативный фактор. Но в то же время он «подгоняет» и заставляет лучше работать. Отдыхать тоже нужно: переключаться на любимое дело, делать физические упражнения. Вообще, нужно следить за здоровьем и беречь его. Только крепкое здоровье обеспечит ясность ума на заключительном этапе.
Полина Дервоедова, победительница ВсОШ-21 по французскому языку, призер ВсОШ-21 по литературе
Впервые я поехала на всеросс в 2019 году. Тогда я не строила никаких ожиданий — просто было любопытно, и, если честно, я не совсем понимала, что происходит вокруг. Олимпиада казалась праздником, если я и испытывала стресс, то это был явно эустресс («полезный» стресс — прим. ред.).
В 2021 году я особенно переживала в последнюю неделю. Накануне страшно накрутила себя, до истерики. А в день открытия олимпиады была спокойна: «Вот, начинается олимпиада — то, к чему я шла, происходит прямо сейчас. Остается только расслабиться и получать удовольствие». И, кажется, получилось. К тому же я познакомилась с классными ребятами — вместе переживать проще, с некоторыми мы общаемся до сих пор.
Стресс меня нагнал уже после олимпиады. Оказывается, около месяца я его подавляла. И когда мне удалось чуть-чуть расслабиться, организм взбунтовался. На майских праздниках я не могла делать ничего — и это был не отдых, а апатия. То есть мысленно я еще жила восторгом от победы, но физически мне было плохо. К привычному ритму я вернулась в середине мая.
Сейчас, на 1 курсе филфака МГУ, мне приходится работать не меньше, чем при подготовке к всероссу. Но теперь учеба воспринимается иначе: нет того подавляющего ощущения, что это последний шанс, что есть какой-то конечный рубеж, от которого все зависит. В университете я получаю специальность, а специалист всю жизнь совершенствуется в своей сфере — остается только кайфовать от этой деятельности!
Анна Спутай, победительница ВсОШ-21 по искусству
Я ездила на олимпиаду уже в третий раз, но все равно очень сильно переживала. Без поддержки со стороны педагога-наставника или близких людей сложно справиться с напряжением. Мне кажется, стресс вообще никак не помогает: нервничая, ты тратишь на переживания много времени. А мог бы использовать его для подготовки.
Михаил Раскин, победитель ВсОШ-21 по истории
Для меня олимпиады никогда не были чем-то подразумевающим сверхнормативный стресс. Разумеется, это достаточно волнительно, но у меня всегда получалось настроить себя на продуктивную работу.
Умение в нужный момент «приструнить» нервы — одно из наиболее необходимых олимпиаднику качеств, ведь без него даже действительно достойные и подготовленные ребята могут за пару часов своими же руками свести на нет все те усилия, которые они затратили на подготовку.
Федор Мызин, победитель ВсОШ-21 по русскому языку
Непосредственно во время выполнения заданий волнение, конечно, было, но это был обыкновенный рабочий стресс, к которому я давно привык.
После олимпиады я с нетерпением ждал результатов, но изменить уже ничего не мог, поэтому не очень-то переживал. А когда результаты наконец объявили, я пришел в состояние такого глубокого удовлетворения, что чуть не завалил второй всеросс. Хотя это уже другая история.
Кирилл Ескин, победитель ВсОШ-21 по обществознанию
Несмотря на то, что стресс — последнее, что приходит мне на ум при слове «олимпиада», он является неотъемлемой частью любого соревнования. Мне кажется странным не волноваться на событии, к которому ты долго и тщательно готовился и которое может в некоторой степени определить твою дальнейшую судьбу.
Во время подготовки я нисколько не испытывал чувство стресса, наоборот, было ощущение умиротворения и гармонии — только ты и интересная литература по предмету.
Наверное, во многом это зависит от отношения к олимпиаде: можно увлекаться предметом, заниматься им и как бы между делом показывать свой прогресс на этапах олимпиады; в то же время можно заниматься, чтобы выступать на олимпиаде. Вторая позиция предполагает большее давление, потому что акцентирует внимание на самой олимпиаде, а не на самоценном процессе подготовки к ней. Именно поэтому до заключительного этапа никакого стресса у меня даже близко не было.
Небольшое чувство тревожности возникает прямо перед написанием тура, особенно когда находишься в аудитории и ждешь, пока принесут задания. В эти моменты я всегда пел песни или читал стихотворения (обязательно шепотом), что помогало отвлекаться от давящей атмосферы и ненужных мыслей.
Главным стрессом за все время участия в олимпиадах для меня был первый аналитический тур на заключительном этапе по литературе в 2019 году. Я быстро справился с заданием на черновике, набросал план анализа текста, но как только я начинал писать вступление, что-то шло не так. Я зачеркнул несколько листов после безуспешных попыток и посмотрел на часы. Оставалось полтора часа, что не так много для такой объемной работы. В тот момент я вспомнил, как долго и упорно я готовился к этой олимпиаде, и сказал себе: «Неужели это все зря?» Проделав большой путь, в самые важные моменты бывает полезно обернуться и сказать себе: «Все было не зря!»