Новые знания и диалоги с жюри: в Екатеринбурге прошел второй день всеросса по экономике

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике продолжается на площадке Уральского федерального университета (УрФУ) в Екатеринбурге. Напомним, что в состязаниях участвует 354 талантливых учащихся 9–11 классов из 55 регионов России. 

Впервые за историю существования Всероссийская олимпиада школьников по экономике проходит не в Москве. Такой переезд помогает развитию региональной экономической науки. 

«Уральский федеральный университет подал заявку на то, чтобы провести заключительный этап. Раньше, кроме Москвы, никто не изъявлял такое желание. И сначала мы были скептически настроены, потому что в Москве уже все процедуры отработаны. Но потом решили, что это хорошая идея: олимпиада должна путешествовать по регионам, чтобы местные преподаватели и эксперты также поучаствовали в экспертной комиссии. Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем регионы изъявляли желание принять олимпиаду», — рассказал заместитель председателя методической комиссии Всероссийской олимпиады по экономике Данил Фёдоровых. 

Если в первый день ребят, приехавших на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике, ждала тишина и пустота в коридорах вуза, то 22 марта они смешались со студентами и смогли прочувствовать, увидеть и услышать частичку студенческой жизни: смех в коридорах, повтор конспектов в коворкингах и разговоры, в которых понятна только половина слов (остальное — термины). 

Университетская суета никак не помешала школьникам сосредоточиться на заданиях, и ровно по расписанию они приступали к решению задач второго тура, который длился, так же как и в первый день, три часа. За это время участникам необходимо было решить 4 задачи. Задачи касались качественных и количественных методов в экономике.

Из аудиторий ребята выходят задумчивые, в их головах до сих пор идет мыслительный процесс: верны ли решения и можно ли было решить как-то по-другому. Многие школьники начинают обмениваться мыслями с товарищами по сборной.

«Задания второго тура мне показались гораздо более интересными, чем задания первого. Более идейные, к тому же была моя любимая макроэкономика. Самое интересное — это, конечно, качество задач. Например, мне понравилась задачка про потолок цены. В целом она так устроена, что позволяет понять, как вообще реагирует монополист на полоток цены», — поделился одиннадцатиклассник Тимофей Ломакин из Челябинска.

Тимофей Ломакин. Фото: Илья Сафаров

Посчитать ставки для Центрального банка, определить оптимальное количество неквалифицированного и квалифицированного труда, просчитать трудозатраты при использовании роботов на производстве — такие и не только задания одолели талантливые школьники. 

«В задачах было то, к чему я готовился, и мне понравилось, как в задачах были смешаны математический аппарат и экономическая теория, и в целом было интересно решать. Шансы свои оценивать трудно, для меня просто честь поучаствовать, потому что это мой первый год», — рассказал девятиклассник Иван Вовк из Липецкой области. 

Иван Вовк. Фото: Илья Сафаров

Пока же школьники производили расчеты, в другой аудитории большого вуза происходил еще один интересный процесс: члены жюри отвечали на вопросы участников. 

Одно из правил олимпиады таково, что в течение первых 60 минут участники должны ознакомиться с условиями всех четырех задач, и в случае, если у них возникнут вопросы, они могут попросить специальный бланк и написать на нем свой вопрос. Члены жюри внимательно знакомятся с каждым вопросом и отвечают, если их ответ не может натолкнуть участника на решение. У некоторых школьников даже завязывается переписка с членом жюри, и волонтер за этот час возвращается не раз.

А для учителей, сопровождающих команды, прошел традиционный 

мастер-класс о преподавании экономики в школе. В этом году директор программы бакалавриата экономического факультета МГУ Владимир Иванов поделился с учителями, что и как рассказывать про неравенство в базовом курсе экономики. 

После олимпиадной и образовательной части школьников и их учителей ждало продолжение экскурсии по Екатеринбургу. В первый день гости города уже успели оценить архитектуру столицы Урала, поэтому с нетерпением ждали второго дня экскурсии. 

«Екатеринбург — прекрасный город, один из лучших городов России, он и скромный, маленький, но и богат архитектурой, культурой. Я периодически сюда езжу и считаю, что он гораздо более приятен, чем та же Москва, которая для меня слишком большая», — поделился Тимофей Ломакин.

Пока участники олимпиады изучали город, члены жюри продолжают тщательную проверку работ. Этим они будут заниматься также весь день 23 марта. После этого им предстоит показать школьникам решение задач, а также провести апелляции перед объявлением итогов. Имена победителей и призеров станут известны в прямом эфире группы Министерства просвещения России в пятницу. 

Автор: Дарья Гузенко