Право — это по любви. Интервью с членом жюри ВсОШ по праву Екатериной Абросимовой

На олимпиаде по праву мы поговорили с членом жюри и преподавателем МГИМО Екатериной Абросимовой. О том, какими качествами должен обладать победитель всеросса, какие аспекты являются особенно важными при подготовке, почему юридическое образование сохраняет свою актуальность и зачем каждому необходимо ориентироваться в правовых нормах, читайте в нашем интервью.

Автор: Анастасия Соловьева

Чем вас привлекает работа в жюри олимпиады?

Я занимаюсь этим уже второй раз и испытываю безмерное уважение по отношению к участникам. Это действительно талантливые и выдающиеся школьники с прекрасно поставленной, грамотной речью, умеющие рассуждать. Очень хочется обеспечить талантливым ребятам возможность показать свои знания.

Большое значение имеет и сам коллектив жюри, у нас с коллегами складываются и научные, и дружеские связи. Мы все специалисты разного профиля, подготовки, возраста. Это сделано специально, чтобы обеспечить максимальную репрезентативность состава жюри.

Всероссийская олимпиада — это особая атмосфера, абсолютно другой мир. Вы выпадаете из повседневной деятельности, преподавания, написания научных работ и погружаетесь в необыкновенную атмосферу всеросса.

Что является самым сложным в работе члена жюри?

Это баланс между желанием высоко оценить всех талантливых участников и необходимостью придерживаться как критериев, так и рамок справедливости. И даже самая убедительная аргументация не может быть оценена, если она не является верной. Это также огромный объем работы, несмотря на большой состав жюри. В этом году участников очень много. Мы работаем практически круглосуточно. Заканчиваем проверку в два часа ночи, чтобы успеть уложиться в сроки. Мы понимаем, что ребята волнуются и ждут своих результатов, ведь для них это очень много значит.

Как изменились задания заключительного этапа в этом году?

Задания усложняются, и это необходимо в связи с выросшим уровнем подготовки участников. Ребята очень много занимаются. Они на голову выше тех школьников, которые участвовали во ВсОШ по праву в первые годы, когда не так были развиты олимпиадное движение и специальная подготовка. Тип заданий не изменился— это выбор правильного варианта ответа, заполнение пропусков, составление юридического документа, решение юридических задач, анализ текстов юридической направленности.

Отразился ли период дистанционного обучения на результатах олимпиады?

На мой взгляд, дистанционное обучение не оказало никакого влияния на олимпиадное движение. Я не заметила разницы в уровне подготовки. Ребята сильные, они хорошо выступают, аргументируют свои мысли. Тот факт, что они занимались дистанционно, не отменял возможность дополнительной подготовки. Это очень тесное сообщество, поэтому контакт между школьниками не терялся, уровень социализации не падал.

На что стоит обращать особое внимание при подготовке к олимпиаде по праву?

Самое главное — правильно распределять время, давать отдыхать организму. Два важных элемента — это чтение историко-юридических текстов и решение задач. Также надо отрабатывать навыки по составлению правовых документов, чтобы понимать, как это делается, и хорошо ориентироваться в критериях и требованиях, предъявляемых к таким документам. Вот это залог успеха.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать победитель всеросса?

Интеллектуальные качества и психологические свойства должны идти в сочетании. Необходимо быть очень внимательным, потому что во многих заданиях есть мелкие детали. Важно обладать стрессоустойчивостью, быть дружелюбным, открытым и иметь позитивный настрой. Безусловно, все ребята являются соперниками, но при этом они сохраняют дружеские связи.

Если говорить об интеллектуальных качествах, то здесь оцениваются разные стороны: знания тонкостей и особенностей; умение грамотно выражать мысли и рассуждать на заданную тему; техника выступления; умение логически мыслить, видеть в юридическом тексте важные для квалификации деяний и ответов на вопросы детали и аспекты. Как победители, так и призеры, а также все остальные участники, которые прошли на заключительный этап, этими качествами уже обладают. На заключительном этапе все школьники — это выдающиеся интеллектуальные личности. Они все заслуживают победы.

Какие советы вы могли бы дать олимпиадникам?

Актуальные правовые новости — это ключ к очень многим вопросам. Каждый год при составлении олимпиадных заданий обязательно учитываются различные изменения и реформы. Например, в этом году на олимпиаде была задача про события, связанные с коронавирусом, в позапрошлом — задача на изменения в регулировании договора займа.

Важно не воспринимать любые события, происходящие на олимпиаде, как жизненный абсолют. Всероссийская олимпиада школьников — это шанс получить опыт, завести друзей, проверить свои знания, показать себя. Участники получают уникальную возможность продемонстрировать свои знания и навыки высокопрофессиональному жюри, состоящему по большей части из кандидатов и докторов наук, которые преподают в лучших вузах страны. Относиться к олимпиаде нужно как к опыту, а не как к необходимости во чтобы то ни стало победить.

Мы узнали, что вы являетесь ответственным секретарем Информационного центра Гаагской конференции по международному частному праву в МГИМО. В чем заключается деятельность Информационного центра?

Работа Информационного центра имеет несколько направленностей. Во-первых, это ознакомление с деятельностью Гаагской конференции и распространение информации о ней. У нас есть библиотека, где собраны подготовительные работы по конвенциям, руководства по документам Гаагской конференции. Второе направление нашей деятельности — это проведение научных мероприятий, в рамках которых мы обсуждаем актуальные вопросы в сфере международного частного права. Недавно у нас состоялось два международных круглых стола, которые были посвящены различным аспектам цифровизации. Третье направление — это подготовка научных работ по проблемам, интересующим Гаагскую конференцию. Есть определенный запрос на темы, связанные со свежими конвенциями, с оценкой возможности их подписания и ратификации Российской Федерацией. Все эти важные научные исследования ведутся под руководством нашего Информационного центра.

Моя деятельность как ответственного секретаря Информационного центра заключается в том, чтобы организовывать эти мероприятия, способствовать становлению сотрудничества, выбирать талантливых студентов, которые будут работать над исследованиями по заданию Гаагской конференции.

Почему сегодня так важно развитие международного частного права?

Международное частное право (МЧП) регулирует отношения, которые осложнены иностранным элементом. Например, когда участники отношений или имущество, по поводу которого возникают отношения, из разных стран. Возможность быстрого обмена информацией из разных точек мира приводит к тому, что эти отношения возникают повсеместно и в очень большом количестве. Зачастую вы можете даже не осознавать, что вступили в отношения, осложненные иностранным элементом, так как не знаете, из какой страны ваш контрагент. Это порождает множество вопросов и вызовов, которые необходимо решать в рамках МЧП.

Происходит интернационализация правосудия. Появляется всё больше и больше возможностей обращаться в зарубежные суды. Возникают проблемы, связанные с международным гражданским процессом, например, проблема признания соглашения о подсудности в разных странах. Унификация в сфере семейного права — это болезненная тема. Сейчас развиваются вспомогательные репродуктивные технологии, которые также являются вопросом МЧП, потому что их регулирование отличается в зависимости от страны. Где-то они под запретом, желающие ими воспользоваться обращаются в другие страны, что порождает коллизии и необходимость оценки сверхимперативного действия норм.

Как вы считаете, насколько сегодня важна подготовка будущих специалистов в области права?

Бытует мнение, что юристов слишком много. Однако это достаточно востребованная профессия, потому что с юридическими сложностями люди сталкиваются практически ежедневно. Юридические знания полезны независимо от того, чем вы собираетесь заниматься в будущем. Во-первых, они организуют мышление. Во-вторых, позволяют принимать правильные решения в повседневной жизни и коммерческой деятельности. Минимально ориентироваться в правовых нормах необходимо каждому.

В чем различие между школьниками и студентами, изучающими право?

Есть четыре категории: школьники, изучающие право в рамках программы; школьники, которые участвуют во Всероссийской олимпиаде по праву; студенты, которые пришли в право по любви, и студенты, которые пришли в право по другим причинам. Участников Всероссийской олимпиады я бы сравнила со студентами, которые пришли в право по любви. Они знают много и стремятся узнать еще больше, у них хорошая подготовка. Участников всеросса всегда видно среди студентов. Это здорово, когда они сохраняют свою любовь и свое стремление к познанию правовых дисциплин на длительное время.

Не забывайте, что в жизни важно заниматься тем, что вам действительно нравится. Только тогда вы будете получать истинное удовольствие от обучения и будущей профессии. Думайте в первую очередь о том, чем хотели бы заниматься именно вы, и только потом слушайте советы других!