Мистика, вдохновение и книжки — интервью с победительницами ВсОШ по литературе

Мы взяли интервью у четырех победительниц заключительного этапа всеросса по литературе. Они поделились с нами рефлексией по поводу олимпиад, трогательными и неловкими моментами во время вручения дипломов, а также дальнейшими книжными планами.

Авторка: Лика Родина

Любовь Миханошина, 9 класс

О подготовке

Для начала стоит сказать, что целенаправленно заниматься литературой я начала только после публикации результатов регионального этапа. До этого, класса с 7-го, я всецело посвящала себя подготовке к олимпиадам по МХК, и, вероятно, этот опыт сыграл не последнюю роль в моем нынешнем результате. Также я готовилась по книгам и материалам, которые нам рекомендовали наши тренера на сборах в Голицыно. Но всё же основным фундаментом для подготовки стала прочитанная мной за всю жизнь разнообразная художественная литература. Поэтому, да не звучит это банально, читайте больше!


Почему именно литература?

Каждый год с пятого класса я принимала участие в олимпиадах различного профиля, в том числе и по литературе. Этот предмет всегда привлекал меня возможностью раскрыть свой творческий потенциал, развернуть мысль, «растечься мыслью по древу», что я очень люблю. В то же время я особо и не делала ставки на литературу, предпочитала писать олимпиады для удовольствия (я не устану повторять, что это — самое главное для олимпиадника), как уж повезет. И в этом году, знаете ли, повезло!

О всероссе

Для меня этот всеросс первый. В прошлом году я прошла на закл по МХК, но из-за пандемии на него, как и многие другие, не поехала. Конкретно этот закл порадовал меня очень интересными заданиями туров, фееричными церемониями открытия и закрытия, очень милыми в общении членами жюри, фейерверком в нашу честь, умопомрачительными видами даже из окна столовой и небольшими сюрпризами в виде свежеиспеченных вафель на обед. Но минусы тоже были: заезд для нашей команды проходил нестерпимо долго. Но на этом с минусами все.

Что помогло тебе выиграть?

Как я уже сказала выше, основным фактором победы была всё же моя многолетняя подготовка к олимпиаде по истории искусства и постоянная практика анализа картин, музыкальных произведений, архитектуры (это не сильно отличается от анализа текста). Еще осознание того, что мне безумно нравится этим заниматься, и, пожалуй, артековские шоколадки с идеальным составом.

Об эмоциях

Эмоции после победы… До вчерашнего дня я не особо отдавала себе отчет в том, что будет, когда моя фамилия окажется в заветных списках. Думала, что кроме безудержного ликования с дипломом в руках ничего и не будет. На самом деле, понимание того, что ты действительно вывезла, «затащила» всеросс, приходит не сразу, а когда приходит, ты, стоя на железных ступеньках сборной сцены, ловишь себя на мысли: «А что дальше? Куда двигаться и что делать?» Наверное, я не одна такая. Не скажу, что приходит обесценивание успеха, нет, а, скорее, опустошение и чувство того, что диплом взяла не ты, а какая-нибудь другая Люба Миханошина. Вот что странно.

О дальнейших планах

Что касается дальнейших планов, то первейшим у меня стоит закончить этот олимпиадный год хорошим результатом на ЗЭ по МХК. Потом нужно будет обязательно привести себя в форму (чревоугодие во время стресса никто не отменял), успешно сдать ОГЭ и отдыхать. Максимально, «со всех сил» отдыхать. Летом ходить на выставки, джазовые концерты, наслаждаться Москвой и Петербургом. Посмотреть сериал «Великолепный век» и пить ройбос или каркаде. В общем, вдохнуть жизнь полной грудью.

Что прочитаешь следующим?

Набокова. Хожу вокруг него уже очень долго, и вот он, час настал! В первую очередь «Дар», а потом знаменитые лекции и комментарии к «Евгению Онегину». Потом Стефана Цвейга. Перечитаю «Марию Стюарт» и прочту новеллы.

Дарья Панова, 10 класс



О подготовке

В этом году я позволила себе готовиться меньше, чем раньше, потому что олимпиадной литературой занимаюсь третий год и диплом у меня есть с восьмого класса. В гимназии посещала олимпиадный модуль, писала задания, которые нам давали. У нас литература — профильный предмет, всё на серьёзном уровне, так что то, что было на обычных уроках, помогло на творческом туре. Доступные всероссные задания прошлых лет я давно прорешала. Слушала лекции в ЦПМ, съездила на весенние сборы. Читала теорию, но не особо систематически.


Почему именно литература?

 Мне всегда были ближе гуманитарные науки. Литературой я занимаюсь не только как будущий филолог, я сама пишу стихи и в принципе не представляю жизнь (свою и вообще) без творчества. Это возможность создавать альтернативную реальность, какое-то пространство со своими законами, в литературе сами слова работают не так, как вне её. Интересно заниматься этим самой и изучать, как это вообще работает.

О всероссе

Всеросс прошёл своеобразно. Категорически не понравилось писать олимпиаду в «Артеке» из-за штук вроде заезда, растянувшегося на весь день, случайного распределения по отрядам, обязательных мероприятий, отбоя, открытой всю ночь двери —  иногда хотелось выть. Нам повезло с сопровождающими и вожатыми, они старались свести дискомфорт к минимуму, но всё же. Всеросс — это и так слёзы и нервы, а тут ещё дополнительный стрессовый фактор. Организаторы не совсем поняли, зачем мы приехали, по-моему.
Сами задания были интересными, понравился новый формат устного тура, тексты для анализа были достаточно хорошие.

Что помогло тебе выиграть?

Выиграть помог опыт, удача ещё, наверное. Поддержка близких людей, в этот раз она была особенно нужна, потому что я была несколько выбита из колеи условиями.

Об эмоциях

Эмоции — наверное, сдержанная радость. Я всё ещё не до конца это всё осознала, до последнего боялась, что что-то перепутали. А ещё я очень рада за подруг, которые взяли дипломы, очень за них переживала.

О дальнейших планах

В ближайших планах — сдать сессию и дожить до лета. Летом хочу съездить в «‎Сириус», если будет ЛЛШ (Летняя лингвистическая школа —  прим. ред.).
Поступать планирую на филфак, про вуз пока сказать не могу, выбираю между МГУ и ВШЭ. В оставшийся до поступления год продолжу писать олимпиады по тем же предметам, если найду время, попробую ещё МХК. Я могу жить, относительно не напрягаясь и самообразовываясь по мере сил и в своё удовольствие, думаю, это очень большой плюс. 

Что прочитаешь следующим?

Давно хотела прочитать «Морфологию волшебной сказки» Проппа, прочитаю, когда появится время. Ещё я несколько раз бралась за «Божественную комедию», но по разным причинам не шло, думаю, самое время это исправить.

Евгения Мореева, 10 класс

О подготовке
Всё лето я засыпала с Иосифом Бродским, а на карантине читала Кафку и Набокова на большом подоконнике с распахнутыми окнами, но, думаю, это не то, что называют подготовкой. Я много читаю и очень это люблю, особенно стихи. Для меня литература — это, скорее, стиль жизни, то, с чем я постоянно существую. Неотъемлемая, огромная часть меня.
Я несколько раз ездила в Голицыно на сборы — могу точно сказать, что меня именно тренеры сборной Москвы научили грамотно работать с текстом, анализировать его. Я очень-очень им благодарна.

Для подготовки ко всероссу я анализировала тексты и читала «умные книжки» типа Лотмана, Сухих, Квятковского, Гаспарова, Азаровой. Но, думаю, главная подготовка для меня — непрерывная, постоянноидущая (пусть это будет здесь окказионализмом). Литература всегда живет со мной и во мне прорастает.

Почему именно литература?

Потому что очень люблю искусство. Я воспринимаю искусство как самый честный и самый верный способ осмысления большого мира вокруг — мы помещены в этот мир и нам важно понять, что он такое.
Мне близка идея познания Словом. Но вообще, думаю, не было такого момента, когда я прямо решила заниматься литературой. Потому что она была всегда органично вплетена в мое существование, я не помню себя нечитающую, не помню себя без стихов.
Литература пришла в мою жизнь сама (почти как у Цветаевой в «Психее»: «Не самозванка, я пришла домой..»).

О всероссе

Очень странно, очень. Странно и сказочно. Я чувствую, что первый день у меня украли. Точнее, кража — это все-таки тайное хищение, а тогда было что-то вроде грабежа. Но я не расстроилась — видимо, так было лучше. Я нервничала больше из-за документов «Артека», чем из-за грядущих туров — вдруг забыла какую-то бумажку, и меня к олимпиаде не допустят. Но нас заселили, я увидела огромное море, я увидела горы — за вид из большого окна артековской комнаты я этому месту всё простила! «Артек» — красота и эстетика, которая иногда немного омрачалась отрядными требованиями и «осовечиванием» атмосферы.

Сначала я бродила по комнате, немного по территории (с отрядом, без вожатых же не пускали) и чувствовала, что я здесь не смогу написать олимпиаду, потому что здесь обитают вдохновения и сама Жизнь, а не туры, не интеллектуальное напряжение.

Теперь немного о самой олимпиаде: я всегда анализирую только поэтические тексты, но в этом году взяла прозу. Она была лирическая, почти бессюжетная, поэтому я несильно испугалась своего решения. В десятом классе было стихотворение Гумилева «Современность», очень известное, я знала его наизусть — и не чувствовала, что смогу написать о нем что-то очень новое. Его смысл был для меня как на ладони, но это был смысл очевидный, прозрачный. Поэтому я решила взять прозу, было интересно и странно. За анализ у меня 60 из 65.

Мне очень понравилось второе задание творческого этапа, где нужно было написать статью об образе свечи в искусстве. Если честно, первое задание (про Толстого) для меня было неприятным. А устный тур подарил мне много радости и удовольствия! Когда я получила свои баллы, когда мне дали диплом победителя, когда прожекторы светили мне в глаза на этой сцене и я держала свой диплом в руках, я думала, что так не бывает. Это сказка. Это волшебство. Это радость, бьющая через край.

Что помогло тебе выиграть?

Большая работа над собой. Нежная любовь к литературе. И волшебство. Я очень благодарна сильной энергии, которая подарила мне эту победу. А еще людям, с которыми я общалась до всеросса и на всероссе. И тренерам команды Москвы — Владимиру Владимировичу Сперантову, Александру Борисовичу Галкину, Майе Геннадьевне Меркуловой, Андрею Викторовичу Коровину. Отдельное спасибо Елене Викторовне Сомовой, которая ходила с мешочком конфет, колдуя восторг (как настоящая фея!!).

У меня со всероссом связана одна история. Два года назад, когда я в 8 классе ездила на всеросс в Калининград, мне не хватило 1 балла до призерского диплома. Я мечтала о победе на всероссе, очень расстроилась по поводу 87 баллов при проходном в 88. Мама говорила мне, что не взять диплом и быть несчастной легко, а не взять диплом и быть счасливой сложно. Но это единственно верный путь к дальнейшим победам.

Со временем я поняла, что этот балл до призерства — знак, толчок к развитию. Что он мне дан для того, чтобы я что-то поняла и осознала. Чтобы я научилась быть счастливой, имея при этом любой результат. Потому что случайности не случайны и всё не просто так. И на этом всероссе я понимала с самого начала, что если я правда духовно выросла, научилась радоваться всему, что дано, то я получу диплом. И я его получила. У меня 116 баллов, и я вторая по России в параллели 10 классов.

 Об эмоциях

Я чувствую себя в сказке, как-то не очень приходит ко мне сознание реальности моего диплома победителя. Это воплощенная мечта! Это восторг! Это так странно и так хорошо. Пространство реальности отняло у меня на всякий случай главный атрибут волшебной сказки — сам диплом, потому что там был указан неправильный класс. Его пришлют по почте. Вместе с этим я очень хорошо понимаю, как чувствуют себя мои друзья и знакомые, которым дипломы не дали. Я сама через это прошла и очень сочувствую всем, кому не хватило баллов.

О дальнейших планах

Меня ждет олимпиада по искусству — новое испытание. А потом хочу вернуться в Москву и разгрести кучу долгов в школе и в музыкалке. Я чувствую, что испытаю настоящее удовольствие, когда напишу все контрольные и сдам внутренние экзамены. Как оказалось, победа на всероссе решает не все проблемы.
Но все проблемы решаемы и я верю, что со всем справлюсь!

Что прочитаешь следующим?

Думаю, что начну с книг по программе English Literature A, которые я не смогла прочитать, когда готовилась ко всероссам. А летом очень хочу как можно больше Гоголя читать, чтобы были мистика, отстраненность и загадочность. И Гронаса! Гронас — нежность и колеблющийся свет.


Вероника Солнцева, 11 класс



О подготовке

Я знала, что, прежде всего, всеросс нельзя взять без хорошей базы в области истории литературы, без полноценного понимания ключевых произведений школьной программы. Получить знания такого рода мне помогло не только чтение трёхтомника И. Н. Сухих — я смотрела лекции с сайта Arzamas, слушала несколько курсов Олега Лекманова. Вообще, как мне кажется, знакомство с мнением именитых филологов по разным спорным вопросам литературы здорово помогает при выполнении всех туров олимпиады, но особенно – аналитического. Получается, что чем больше точек зрения и трактовок вы узнаёте в процессе подготовки, тем быстрее начинает формироваться какой-то индивидуальный взгляд на текст. Для меня «кладезью» интересных филологических мнений стали расположенные в общем доступе лекции факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, а также подкасты «Полки».

Многие из моих друзей и знакомых, которые тоже взяли всеросс в этом году, регулярно, я бы даже сказала, очень часто, практиковались в написании анализов. Мне такой подход не казался близким — я боялась выгореть, потерять интерес к процессу филологического поиска. Зато я ежедневно старалась устно разбирать хотя бы по одному «тёмному» (по Гаспарову) стихотворению, а затем обсуждала свои трактовки с преподавателями и сверстниками. Кажется, что диалог, полемика тоже являются важными компонентами подготовки к любым олимпиадам по литературе. Так, я очень рада, что в этом году мне удалось посетить множество занятий именно не лекционного, а семинарского формата, где через обсуждение различных спорных вопросов олимпиадник, увлечённый литературой, может выбрать лучшие и подходящие именно ему подходы к решению творческого тура, методики анализа.

Почему именно литература?

Это долгая история. Прежде всего, я благодарна своей первой учительнице русского языка и литературы, потому что именно она передала мне любовь к предмету и дала совет участвовать в олимпиаде на школьном и муниципальном уровнях. В детстве я мечтала о профессии журналиста — это тоже наложилось на увлечение литературой. Побеждая в муниципальном этапе в седьмом и восьмом классах, я ещё не знала, конечно, что способным олимпиадникам такого возраста советуют писать всеросс за девятый класс, чтобы у них появилась возможность пройти на следующие этапы олимпиады. Однако в 2018 году мой регион (тогда я училась в Московской области) решил в качестве эксперимента провести «пробный» региональный этап для восьмиклассников, набравших на муниципе высшие баллы. Нам предложили задания, подготовленные ЦПМК для выполнения девятиклассниками. И я была приятно удивлена, когда после подведения итогов увидела свою фамилию в первой строчке рейтинга. Естественно, даже с моим абсолютским результатом я не смогла попасть на заключительный этап в Казань, ведь писала олимпиаду за восьмой класс. Но именно это достижение помогло мне, с одной стороны, поверить в свои дальнейшие успехи, а с другой — познакомиться со средой олимпиадников, когда меня пригласили заниматься вместе со сборной Московской области.

Поначалу мне было сложно ездить на сборы и посещать пары, где большинство аудитории составляли десятиклассники и одиннадцатиклассники — ребята, которые уже ездили на всеросс, писали работы очень высокого уровня, в отличие от меня. В этой ситуации очень помогло отношение ко мне педагогов и тренеров, которые не акцентировали внимание на моём возрасте, но при этом старались положительно оценивать мои даже самые незначительные верные мысли и догадки. Во многом благодаря этому я решила продолжать изучение литературы, несмотря на сложности. А дальше были полтора балла до закла в девятом классе, поиски себя и даже попытка отказаться от изучения литературы в пользу русского языка (как хорошо, что этого не случилось!), проход на всеросс и его отмена в десятом классе, изучение новых олимпиадных профилей в одиннадцатом классе. На протяжении всего этого времени я не отказывалась от литературы окончательно, за что очень благодарна себе. Сейчас филология кажется мне буквально неотчуждаемой от области моих интересов, так что, даже если я выберу несколько иное направление высшего образования, мне не хотелось бы заканчивать заниматься литературоведческими поисками и исследованиями.

О всероссе

Олимпиада лично для меня прошла очень насыщенно. Не могу сказать, что все мои эмоции были положительными, однако их точно можно назвать яркими. Дело в том, что, выходя из самолёта в Симферополе, я узнала, что слила другой заключительный этап, в котором участвовала, — мне не хватило 2 баллов до призёрства в олимпиаде по русскому языку. До сих пор не представляю, как мне удалось «перешагнуть» через эту досадную новость и уже утром следующего дня написать один из лучших анализов лирики в одиннадцатом классе. Конечно, мне помогли и умение собираться, и опытность. Однако отдельно я благодарна моим близким друзьям и педагогу, Анне Владимировне Сапрыкиной, которые в нужный момент поддержали меня. В дальнейшем на всероссе оказались необходимыми как филологические, так и психологические советы, возможность выслушать и даже простые человеческие объятия. Для меня оказалось очень важным, что тренеры сборной, наши сопровождающие и, в частности, Анна Владимировна, всячески старались помочь участникам олимпиады — начиная от диалога с организаторами по поводу проблем, возникавших у нас в первые дни, заканчивая леденцами и шоколадками, которые раздавали команде перед турами. Кстати говоря, вопреки собственным ожиданиям, во время всеросса я не повторяла конспекты всё свободное время, не засиживалась до ночи перед турами, просматривая лекции, освежая в голове факты о писателях, поэтах и их произведениях. И я действительно рада, что семь тетрадей, наполненных конспектами, не пригодились мне в Крыму: заключительный этап дал каждому из участников множество новых знакомств, эмоций и впечатлений, и я не стала исключением.

Когда я только вышла с показа, преподаватели сказали мне, что на моём лице они давно не видели такой счастливой улыбки, такого огня радости в глазах. Однако мне кажется, что состояние максимального счастья я испытала тогда, когда радовалась за моих друзей, ребят, выходящих на сцену на закрытии за призёрским дипломом, больше, чем за свой победительский. Кстати, важно сказать, что я, конечно, до последнего не знала свой статус, многие из ребят уверяли меня, что мой балл будет высоким призёрским, поэтому награждение вызвало у меня целую волну различных эмоций. Думаю, эта неделя стала одним из самых наполненных событиями периодов в моей жизни, так что она точно запомнится мне надолго.

Что помогло тебе выиграть?

Я уверена, что каждый из аспектов моей многоплановой подготовки отразился на итоговом результате в какой-то степени, но особенно выделить мне хотелось бы два из них. Во-первых, для хорошего результата на олимпиаде всегда очень важна метакультурная эрудированность. Одна преподавательница нашей команды ещё очень давно сказала, что настоящий филолог должен знать всё. Думаю, поэтому в литературе часто пробуют себя в последнее время олимпиадники из самых разных сфер. В анализе отдельных текстов, действительно, могут пригодиться знания и по биологии, и по физике. Однако мастхевом филолога должна стать крепкая база знаний в гуманитарной сфере: об античности и мифологии, историческом процессе, культурных тенденциях. Так, в некоторых частях работы на аналитическом туре проявляется, кажется, моя эрудированность в русистике: иногда в анализе полезно посмотреть на внутреннюю форму слова, его этимологическое родство, чтобы точнее понять авторскую интенцию. Во-вторых, конечно, без постоянной практики даже у самого начитанного и эрудированного школьника вряд ли получится проявить себя в олимпиаде. Как я уже говорила, здесь важна мера, и не обязательно писать по одному анализу в день, чтобы оттачивать свои навыки письма на нужном уровне. Лично мне выиграть очень помогли советы и комментарии преподавателей к моим работам, которые я писала в рамках сборов, выездных школ, дополнительных занятий. Я учусь в Школе ЦПМ на направлении «Литература», где в рамках учебных пар у нас тоже большое количество времени уделяется практике.

Об эмоциях

Как я уже упомянула, изначально я не вполне могла поверить в победительский диплом. Когда мы стояли на сцене, у меня в мыслях было что-то вроде: «Сейчас сфотографируемся, а потом у меня заберут диплом — скажут, что это ошибка». Смешно, что дипломы у нас действительно забрали — многим ребятам в спешке из-за технического сбоя их напечатали с ошибками. Теперь их отправят нам по почте, когда исправят данные.

В любом случае, я очень рада, что оказалась в одном ряду с теми ребятами, которые, как и я, проделали долгий путь, у кого, как и у меня, были неудачи, например, в девятом классе, в начале участия в олимпиаде. Сейчас, уже после эйфории и приятного шока от победы, я начинаю думать не о том, конечно, почему мне удалось достигнуть такого высокого результата благодаря усилиям прошлого, а о том, что мне даёт этот результат в будущем.

Какие дальнейшие планы?

В мае мне предстоит длительный анализ, только не литературного текста, а вариантов поступления, которые у меня есть на данный момент. Сейчас я рассматриваю не только направления, напрямую связанные с литературой. В частности, у меня также есть БВИ на все факультеты в университет МГИМО, и на данный момент мне кажется интересной идея работать атташе по вопросам культуры, чтобы в другом государстве популяризировать русскую литературу и искусство. С другой стороны, изучение именно филологии тоже привлекает меня сейчас, особенно учитывая впечатления от общения на всероссе с членами жюри — именитыми филологами современности Татьяной Геннадьевной Кучиной, Марией Марковной Гельфонд, Игорем Николаевичем Сухих. Поэтому мне предстоит по-настоящему долгое размышление о том, куда будет правильнее всего подать документы.

Кроме того, я мечтаю передавать накопленный мной за четыре года олимпиадный опыт тем, кто в нём нуждается. В моём собственном олимпиадном пути очень важной отправной точкой оказались советы преподавателей и тренеров и, скажем так, осмысленность, которую педагоги вкладывали в меня на различных занятиях. Я буду рада, если и у меня получится стать таким же хорошим наставником для следующих поколений олимпиадников.

Что прочитаешь следующим?

В самолёте Москва — Симферополь мы с другом перечитывали эссе Варлама Шаламова «О прозе». После его повторного прочтения я отметила для себя, что Варлам Тихонович настоятельно рекомендует читать свои «Колымские рассказы» как цельную последовательность, а не отдельными рассказами, просто чтобы ознакомиться с поэтикой писателя. Теперь мне кажется важной идея перечитать «Повести Белкина», «Вечера на хуторе…» и другие циклы произведений XIX и XX веков, именно обращая внимание на последовательности и закономерности, которые авторы выстраивают из их частей.

Кроме того, я ощущаю свои знания по зарубежной литературе недостаточными на данный момент. Поэтому, возможно, в мае я буду зачитываться Уильямом Шекспиром или Эдгаром Алланом По.