«Он столь же бесконечен, как и космос» – победительницы олимпиады о русском языке
Как точные науки помогают в задачках по русскому языку, а русский язык отвечает на вопросы мироздания? Об этом и не только мы поговорили с победительницами олимпиады Анной Прокопьевой и Ольгой Рейнгардт.
Анна Прокопьева, 10 класс, г. Чебоксары
Об опыте участия в олимпиадах
В олимпиадах участвую давно и очень их люблю из-за разнообразных заданий, возможности общаться с интересными ребятами и… особых олимпиадных мемов. Потому что как же без них? Пробовала свои силы и в математике, и в биологии, и в обществознании. В пятом классе даже на астрономию пошла, правда, написала плохо, но не расстроилась. Так что опыт у меня и так был, но всеросс – это нечто особенное по масштабу и по ответственности, как ни крути.
О подготовке ко всероссу
Сначала я готовилась к олимпиадам по русскому в школьном кружке, потом начала сама искать задания и лекции. В этом году перед регионом занималась в «Индиго» – это школа для олимпиадников в Чувашии. Перед заключительным этапом начались уроки с преподавателями из вузов – благодаря им я стала лучше понимать систему языка.
О русском языке
Мой интерес к русскому языку – это во многом «вина» Татьяны Рик и её книг по морфологии для детей, которые попались мне в руки давным-давно. Они были настолько увлекательными и смешными, что я до сих пор помню многие истории оттуда, в том числе стихотворение про разносклоняемые существительные! А когда я стала старше, мне повезло с учительницей русского и литературы, Людмилой Александровной, которая вела школьный кружок по подготовке к олимпиадам.
Изучение русского языка прекрасно вот чем: мы можем думать, что знаем про него почти всё. А он оказывается полным неожиданностей, и чем больше ты узнаешь, тем больше удивляешься, потому что даже привычные обороты и фразы могут при ближайшем рассмотрении скрывать много секретов.
О лингвистических планах
Иностранные языки кажутся мне не менее интересными, чем русский. Я учу английский, надеюсь как-нибудь заняться изучением испанского и корейского.
О том, как опыт обучения в физико-математическом лицее помогает в гуманитарных науках
Опыт изучения точных наук помогает мыслить системно, копаться в задаче, замечать самые важные пункты условия и на их основе искать ответ, потому что в заданиях часто решение нового пункта вытекает из предыдущего. Логика – это не исключительное свойство естественно-научных дисциплин! Например, историческая фонетика мне напоминает детектив с поиском исконно родственных слов через изменения звуков и чередования.
Об увлечениях
Я могу отыскать что-то особенное во многих занятиях, поэтому мой список интересов выходит длинным и местами чудным. Люблю близкие дисциплины – литературу и историю искусств, но, увы, не так хорошо в них разбираюсь, в школе учусь на химико-биологическом профиле, интересуюсь общественными науками и чуть-чуть рисую. Конечно, по уровню навыков во всех этих областях я намного ближе к новичку, чем к специалисту, но, надеюсь, со временем это изменится. А ещё пишу рассказы, ищу отсылки и загадки в клипах любимых исполнителей и готовлю разные блюда из жареной картошки – это тоже полноценное хобби.
О будущем
Планы на будущее есть, но они имеют свойство меняться, поэтому я боюсь загадывать. Точно хочу развиваться во многих сферах, писать больше текстов и читать больше книг, а ещё наконец научиться беречь зрение!
Ольга Рейнгардт, 11 класс, г. Москва
Об участии в олимпиаде по русскому
Олимпиаду по русскому языку я пишу с начальной школы, на регионе была несколько раз, а вот на всероссе – первый. Причем из двух заклов (так исторически сложилось, что я прошла ещё почти случайно на МХК) он шел раньше, так что никакого опыта участия в финале у меня не было.
О пути в лингвистику
Наверное, в 11 классе, когда я сменила школу и стала там заниматься, погрузившись в коллектив русистов, окончательно сложилось понимание того, что я хочу поступать на лингвистику. Хотя первые мысли об этом появились раньше, весной 2020 года – после участия в Традиционной олимпиаде по лингвистике. Я ничего не заняла тогда, да и, впрочем, в этом году степени нет… Зато есть всеросс.
О том, почему именно русский
Почему именно русский – не знаю. В языке много всего, он столь же бесконечен, как и космос; на периферии происходят метаморфозы не хуже, чем с гусеницей на ее пути к состоянию бабочки. Оттенки смыслов, синкретизм – есть что-то привлекающее, завораживающее… Может быть, мы, лингвисты, пытаемся через язык раскрыть суть мироздания, осознать устройство человека, ведь система подобной сложности появилась именно у людей, и она отражает какие-то свойства своих создателей. У нас же есть один из главных вопросов – «Кто я?». Дополнение к нему или переходный пункт – «Что такое язык? Как он устроен?»… Собственно, чем-то таким мы и занимаемся.
О причинах покопаться в родном языке
Мне кажется, каждый человек должен иметь представление о разных вещах, которые в школьной программе не освещаются. Та же историческая грамматика, историческая фонетика, этимология помогает ощутить язык как живой организм, гибкий и чуткий, способный реагировать на те или иные процессы в обществе, отбирать необходимые ей единицы, обмениваться ими с другими системами. Язык – не свод правил для заучивания; «словарные» слова этимологически проверяются, «жи-ши» объясняется отвердением шипящих и некоторым запаздыванием реформ орфографии по сравнению с реальным произношением в определенный момент времени. Вообще я считаю, что какие-то основы этого должны быть в образовательных программах, возможно, даже с начальной школы – показать детям, где находится та или иная информация («Древослов», этимологические словари и т. д.), с чего начать, где отыскать проверенные данные; рассказать про самодостаточные лингвистические задачи, олимпиады и смены, им посвященные. Лингвистика – удел не только учёных, вернее, это то, с чем может познакомиться любой желающий, особенно в наш век доступных знаний.
О других предметах
Школа моя особенная – нагрузка по непрофильным предметам маленькая, что позволяет уделять много времени основному направлению и даже дополнительным, если они есть. Если говорить об общеобразовательной, из которой я ушла, то класса до восьмого вполне хорошо шло всё, что-то ближе к четверке, что-то ближе к пятерке. Единственный однозначный провал – физкультура, я ни разу не спортсменка, но доклады и презентации спасали положение.
Олимпиады – ну чего только не было за столько лет! Пробовала все – и астрономию, и географию, и математику, и физику, и литературу, и биологию, и историю, и обществознание… По обществознанию всегда становилась призером региона – за счёт социального проекта на творческом туре; по географии – смешно! – победитель регионального этапа с меньше чем половиной баллов. Наконец, МХК – в 2020 с помощью хорошего кругозора и творческого подхода пролезла в участники, а теперь с тем же набором еду на всеросс. В конце концов, победу нужно праздновать с размахом! Вот я и отмечаю – другим заклом.
Об увлечениях
Я пишу стихи и рассказы, иногда даже выкладываю что-то на своей страничке, рисую для себя. Мне нравится читать книги и смотреть кино; в душу запали «Война и мир», «Гордость и предубеждение» и «Север и Юг» (Э. Гаскелл); из фильмов – «Интерстеллар», «Служебный роман», «Хатико», «Вселенная Стивена Хокинга» и много других.
О планах на будущее
Я приблизительно определилась весной 10 класса, сейчас это уже план – иду в МГУ, на отделение теоретической и прикладной лингвистики. На ОТиПЛе нет деления на теоретических и компьютерных лингвистов, а зная собственную способность долго выбирать, я предпочитаю получить какой-то полный набор знаний и уже потом решать, что и куда. Плюс, как мне известно, МГУ – это больше про теорию, науку. В моей детской формуле «художник, писатель и учёный», к которой, видимо, всё и приходит, третий пункт теперь звучит как «учёный-лингвист». Пойду постигать недра языка…
Авторы: Екатерина Мельниченко, Анна Фомина