«Я не очень хорошо разбираюсь в учебниках» — советы по подготовке к олимпиаде по русскому

Судя по тому, что рассказали нам победительницы всеросса, учебники в подготовке к олимпиаде по русскому не так уж и важны. Но что тогда — научпоп, видеолекции, пособия?

Дарья Панова, 10 класс, Москва

Я, честно говоря, не то чтобы считала русский своим основным предметом, ботала в основном литературу. По русскому читала учебник П. А. Леканта, «Грамматику-80», пособие В. А. Багрянцевой (мы в гимназии по нему занимаемся) — и, пожалуй, на этом всё. Много прорешивала задания прошлых лет (это очень важно, по-моему, нужно понимать формат), была на сборах в Голицыно весной, там очень много чего узнала, в гимназии ходила на олимпиадный модуль (и вообще у нас в школе русский язык является профильным предметом).
Для меня олимпиада по русскому — это по большей части логика, знания тоже нужны, но скорее какая-то база. Возможно, мне так с русским везёт, потому что я много лет играю в ЧГК и с логикой у меня неплохо.

«Я долго искала хоть одну свою фотографию, но у меня лишь сотни снимков кошки».

Ульяна Гагина, 9 класс, Свердловская область

К всероссу по русскому очень трудно подготовиться в обычном понимании этого слова — просто ботать, зубрить вузовские учебники здесь не получится. Лучше всего развивать в себе лингвистическую наблюдательность — постоянно спрашивать себя: почему мои знакомые говорят так, а не иначе? Увидев любопытное слово, делать предположения о его происхождении, смотреть в НКРЯ и так далее. Этот навык очень помогает на последних этапах, где многие задания проверяют именно умение анализировать речь. Можно поучиться этому на книгах Ирины Левонтиной («Русский со словарем», «О чем речь») или Максима Кронгауза («Русский язык на грани нервного срыва»). Неплохо также будет порешать лингвистические задачи, хоть на русский, хоть на другой язык — и то, и то полезно (их много на сайте «Элементы.ру»).
Конечно, смотреть лекции лингвистов: А. Ч. Пиперски, В. А. Плунгян и т. д. («Постнаука», группа VK «Младолингвисты»).
Ну и разумеется, группа VK «Олимпиады по русскому языку». Множество статей, ученых и их собственных, о русском языке, его истории, интересных явлениях и т. п.

Ирина Скрипцова, 10 класс, Тамбовская область

На самом деле, я готовилась к русскому языку не так много — почти всё время уделяла подготовке к истории. Поэтому я старалась использовать формат видеолекций, коротких статей для быстрого усвоения информации. Особенно запомнились и заинтересовали лекции по лингвистике на «Постнауке» (например, курс о русской фонологии от А. Пиперски). Также я использовала материалы из группы «Олимпиады по русскому языку», читала статьи С. Князева по фонетике, статью Г. Винокура о русском словообразовании. Моя школьная учительница, с которой я готовилась к олимпиаде, посоветовала прочитать учебник «Современный русский язык» под редакцией П. А. Леканта, поэтому я уделила ему довольно много внимания. Еще мне очень помогло решение заданий прошлых лет, особенно если речь идет о переводе с древнерусского языка.

Анна Прокопьева, 10 класс, Чувашская республика

Я не очень хорошо разбираюсь в учебниках, но люблю научпоп: и «Почему языки такие разные?» В. А. Плунгяна, и «Сквозь зеркало языка» Гая Дойчера, и «Лингвистические детективы» Н. М. Шанского. Такие книги помогают по-настоящему полюбить лингвистику. Ещё можно посмотреть любопытные видео от «Постнауки» и послушать подкасты от «Медузы» и «Арзамаса».

А вообще лучше не уходить с головой в сухую теорию, а решать задания олимпиад прошлых лет: ВсОШ, «Высшей пробы», «Ломоносова», Традиционной олимпиады по лингвистике, наблюдать за речью других, стихийно находить интересные задачки и факты, потому что так русский точно нескоро наскучит.

Мария Крамкова, 10 класс, Нижегородская область

Если говорить о языкознании, одно из ключевых качеств исследователя — это умение наблюдать за речью. Помогают развить его, безусловно, активное восприятие речи и размышления над ней.
На мой взгляд, очень полезно читать и слушать по-настоящему увлечённых и внимательных к слову людей, у которых можно научиться этому особому, «исследовательскому» взгляду на язык. Например, читая «От двух до пяти» Корнея Чуковского, невольно задумываешься над смешными детскими высказываниями, начинаешь разбирать нелепые ошибки и открывать неожиданные закономерности и законы языка. Ещё рекомендую «Занимательную орфографию» М. Панова, «Историю русского языка в рассказах» В. Колесова и «Игру на гранях языка» Б. Нормана, а также словари фразеологизмов и крылатых фраз — это, пожалуй, самый увлекательный и «весёлый» раздел языка.
Вообще здорово смотреть на язык с разных сторон и читать обо всём, что кажется интересным: о психолингвистике, фонетике, семиотике, графике… Но без прочной базы — я имею в виду знание грамматики современного языка — не обойтись. В этом лингвистика очень похожа на математику: сложные синтаксические конструкции и тригонометрические уравнения требуют равной точности и знания правил. Хорошие школьные учебники по русскому языку (у меня, к примеру, учебник Ирины Васильевны Гусаровой) вполне могут дать основные знания, необходимые для понимания структуры языка.

Ольга — слева

Ольга Рейнгардт, 11 класс, город Москва

П. А. Лекант, С. В. Князев, Е. А. Галинская, Е. А. Земская, «Древослов» и прочее — это всё прекрасно, но главной, по моему мнению, вещью на олимпиаде (если здесь вообще применимо слово «вещь») — научное мышление. Олимпиада — исследование, модель деятельности ученого. Модель не бывает без упрощений и погрешностей; нам делят древнерусский текст на пробелы, хотя в реальности лингвисты читают полотно из закорючек и членят его на сегменты. У меня на турах не особо было ощущение соревнования, не то чтобы я думала об этом, — есть материал, комментарий к нему, с этим всем предлагается поработать, выявить закономерности. Не говорю, что мой подход применим ко всем, но попробовать никто не запрещает 🙂 Вдруг получится!

Автор: Анна Фомина