Абсолют всеросса по русскому: «Победа зависит не только от знаний»

Валерия Быкова, ученица 11 класса московской школы, стала абсолютным победителем всеросса по русскому. В чем секрет ее успеха, насколько рано нужно начинать подготовку, чтобы забраться так высоко, и о чем нельзя забывать, зарывшись в книги и пособия? Ответы ищите в нашей статье.

С чего все началось?

Моя олимпиадная карьера началась в 4 классе, когда учительница показала мне городскую олимпиаду по русскому языку. Мы стали усердно готовиться.  Я прорешивала много олимпиадных заданий и смогла стать призером городского этапа.

Что привлекает в русском языке?

Спустя столько лет сложно сказать, что именно мне так нравится в моем предмете, потому что он в некотором роде стал для меня привычкой и я не совсем представляю себя без олимпиад и без русского языка. Но мне точно нравятся различные исторические процессы в языке. Это отличает олимпиады от школьной программы.

Где могут пригодиться эти знания?

Я не могла представить даже близко ответ на этот вопрос, до того как стала общаться с ребятами, которые увлекаются техническими предметами. Те из них, которые не совмещали гуманитарное и техническое, много жаловались на школьную программу по русскому языку за то, что это просто набор правил с кучей исключений. По факту эти правила не особо-то и работали – нужно было много зубрить, сложно было собрать их в стройную систему. Но именно олимпиадное изучение, подход с разных сторон, понимание процессов, происходящих в языке, очень упрощает жизнь. Зубрежка превращается в четкое представление о том, как язык работает. Не нужно тратить время и силы на монотонное заучивание каких-то правил или алгоритмов, которые так любит школьная программа.

Какие еще сферы привлекают?

Помимо русского языка в старших классах мне очень понравилось обществознание. Социальные науки очень привлекают меня тем, что они содержат в себе несколько парадигм научного знания. Это дает возможность по-разному смотреть на одно и то же явление, по-разному его трактовать, это в целом очень расширяет кругозор.

А как дело обстоит с другими языками?

Лингвистика как явление мне очень нравится, но я не считаю себя, скажем, полиглотом. У меня нет таких успехов в изучении иностранных языков, какие есть в русском.

Твой первый всеросс?

В 8 классе я впервые прошла на заключительный этап по русскому, и, как мне кажется, неслучайно – я этого хотела, я готовилась, хотя, естественно, элемент везения в любой олимпиаде исключать нельзя.

Как готовиться ко всероссу по русскому?

Вся база была наработана мной с преподавателями еще в 6-7 классе. Научная литература в этом возрасте кажется чем-то далеким и сложным. Поэтому я решала задачи на русский язык из сборника Традиционной олимпиады по лингвистике. Они не очень сложные, но помогают немного набить руку. Читала книгу Льва Успенского «Слово о словах». В целом, если рассматривать дальнейшую подготовку, я вряд ли смогу поделиться каким-то уникальным пособием, которое можно прочитать и всё выиграть. У языка столько разделов, что охватить их все в одной книге очень сложно. Важно обращаться к спискам литературы перечневых олимпиад, потому что туда включают действительно достойные книги. Важно прорешивать олимпиадные задания – хотя это не новость. Причем задания не только ВсОШ, но и других перечневых олимпиад. Правда, нужно не забывать, что формат у олимпиад разный.

Что еще важно при подготовке?

Не менее важным столпом подготовки считаю подготовку моральную. Ведь победа на всероссе зависит не только от знаний. Из тех умных ребят, которые съезжаются на всеросс, не все получают дипломы. Влияют такие факторы, как везение и моральная составляющая. На везение мы никак повлиять не можем. Но морально настроить себя на то, что придется выкладываться несколько туров подряд, что нужно будет в определенный момент собраться, – это кажется мне невероятно важным. Помимо этого, не стоит забывать в усердной подготовке, что здоровье всегда важнее. Не надо изматывать себя перед олимпиадой. Нужно высыпаться и быть в тонусе, начинать подготовку заранее, чтобы оставалось несколько дней, в которые можно было бы восстановиться, а после – выложиться на турах в полную силу.

Какие планы на будущее?

Так как я заканчиваю 11 класс – впереди у меня поступление. Я планирую связать свою жизнь со специальностью «Прикладная лингвистика». Это в частности изучение и русского языка.

Автор: Анна Фомина