«Многие забывают, что на всероссе жизнь не заканчивается»: чем живут олимпиадники по обществознанию?
На этой неделе начался заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. В предыдущих материалах мы обсуждали с участниками их путь ко всероссу, впечатления от уже написанных туров и основные аспекты подготовки. Теперь же ребята рассказали о более личном, но волнующем каждого: как совмещать учёбу в школе с подготовкой к олимпиаде, что помогает справляться с тревогой и какая атмосфера царит на заключительном этапе.
Автор: Елена Бочарова
Гурматов Владислав, Московская область, 10 класс
Важно понимать, какого именно результата хочется добиться на олимпиаде и какого именно результата хочется добиться в школе. Если есть желание стать отличником, но на результат всеросса не надеешься, значит, нужно больше времени уделить учёбе. У меня ситуация сложилась скорее наоборот: в этом году я больше работал на результат всеросса. К сожалению, учёбе в школе приходится немного меньше времени уделять.
На заключительный этап я приехал в первый раз, никого не знал до этого. Но из-за того, что у нас есть общая цель и общее увлечение, всё получается очень дружелюбно. С ребятами очень интересно.
Вечер перед олимпиадой у всех прошёл по-разному. Кто-то перед заключительным этапом решил весело провести время, чтобы расслабиться. Я же сидел в своей комнате, читал записи, которые у меня были.
Раньше я всегда очень пугался, когда передо мной оказывался регистрационный бланк (туда нужно вписать имя, фамилию, паспортные данные, класс и т.д.). Но, когда этих бланков стало больше, например, в прошлом году на ОГЭ мы очень часто заполняли такие бланки, я перестал так сильно волноваться из-за них. После этого не переживаю и из-за всего остального.
Сразу после того, как мы напишем последний тур олимпиады, уверен, что я буду сильно нервничать, ожидая результатов. Успокоюсь же после подведения итогов вне зависимости от того, стану я победителем, призёром или просто участником. Но успокоюсь только до следующего года.
Эмиль Фахритдинов, Казань, 11 класс
Совмещать учёбу и олимпиады для меня очень просто. Я учусь в лицее-интернате № 2 в Казани, где предоставляются специальные для этого условия. У нас есть индивидуальный учебный план, поэтому на некоторые уроки мы можем не ходить, например, на географию и те предметы, которые не пересекаются с олимпиадными. Мы обязаны ходить на русский, математику, английский, на какие-то основополагающие предметы. Во время свободных уроков можно спокойно готовиться к своему [олимпиадному] предмету.
Атмосфера на всероссе очень дружелюбная. Можно найти много связей, которые могут пригодиться либо сейчас, либо в будущем. Олимпиада — это своего рода нетворкинг, что очень круто. В обществознании даже есть концепция слабых связей Грановеттера, согласно которой вот такие маленькие знакомства часто имеют очень большое значение для человека.
Самое важное перед олимпиадой, по моему мнению, настроиться. Это не всегда легко, но я поддерживаю себя бодрыми словами, музыкой, душем и повторением каких-то базовых вещей, чтобы убедиться, что я все знаю.
Часто бывает, что нервишки шалят, наступает выгорание. Есть много способов решения этих проблем. Не всё время нужно посвящать олимпиадам, беспрерывной, постоянной подготовке. Мы можем просто потерять человеческое лицо и превратиться в робота, который только и делает что занимается. Я думаю, это не очень хорошо. Если понимаешь, что устал, можно, например, посмотреть фильм, провести время с родителями, почитать какую-то книгу, которая поможет отвлечься. При этом интеллектуальный тонус будет сохраняться на высоком уровне.
У меня есть один знакомый, который надевает счастливые кроссовки, счастливые трусы. Я в это не верю. Вместо всего этого я читаю молитву, стараясь тем самым как-то успокоить себя. Наверно, это мой ритуал.
Очень многие забывают, что на всероссе жизнь не заканчивается. Для таких ребят олимпиада — это какое-то абсолютное явление. Если ты не выиграешь, то потеряешь всё. На самом деле это не так. В этом году я уже был на одном заключительном этапе — по праву. Мне не хватило совсем чуть-чуть до желаемого результата. Но в прошлом году я уже выиграл олимпиаду по праву, поэтому не сильно расстроился в этот раз.
Жуков Кирилл, Москва, 9 класс
Справляться с нагрузкой помогает грамотно выстроенное расписание, правильное распределение времени. Но всё равно пришлось пожертвовать учёбой в школе и перед заключительным этапом уйти на очно-заочную форму обучения. За это учителя меня слегка недолюбливают, но большинство из них понимают, идут навстречу, иногда уменьшают нагрузку или оттягивают дедлайн. Дальнейшая аттестация у меня будет после всеросса. Да и в целом приходится меньше тратить времени на учёбу.
Отношения с ребятами на заключительном этапе складываются замечательно! Сборная [команды Москвы] для меня уже стала семьёй. Мы все действительно друг друга любим. Особенно девятые классы сплотились: мы занимаемся вместе с сентября-октября. Это уже комьюнити, в котором мы максимально расслаблены и чувствуем себя как дома. Вечером накануне заключительного этапа мы вместе гуляли по территории «Вороново», обсуждали вещи, не связанные с олимпиадой, чтобы не зацикливаться и без волнения настроиться на олимпиаду. В этом есть особая моральная поддержка и помощь.
Я понимаю, что нервы — это то, что в первую очередь делает хуже мне. Не вижу рациональности в том, чтобы волноваться. Всегда стараюсь настроить себя на положительный лад и хорошие эмоции. Так, перед турами я слушаю Eminem, стараюсь сконцентрироваться на дыхании. Сразу вспоминаю всё, что выучил за несколько последних месяцев, проходивших в усердной подготовке к олимпиаде. В этом случае волнение уходит на второй план, начинаешь понимать, что у тебя есть цель, а переживания лишь мешают идти к ней.
Думаю, после всеросса я буду пробовать себя в различных специальностях, например, займусь экономикой. А как приеду с олимпиады, сразу же пойду играть в playstation с друзьями. Это 100%.