«Многие забывают, что на всероссе жизнь не заканчивается»: часть вторая

Несколько дней назад мы опубликовали материал, посвященный личным историям участников ВсОШ по обществознанию. Ребята рассказали, какую роль олимпиада играет в их жизни и какая атмосфера царит на заключительном этапе. В сегодняшней статье мы собрали еще больше мнений по этим вопросам.

Автор: Елена Бочарова

Голубков Михаил, Нефтекамск, 10 класс

Я учусь в физико-математическом лицее, но, по правде говоря, в школе занимаюсь не очень хорошо. Я считаю, главное расставлять приоритеты. Если человек занимает какое-то место на олимпиаде, становится призёром или победителем, несколько троек в аттестате не выглядят устрашающе. Учителя начинают хорошо относиться к этому с того момента, как человек выходит на региональный и заключительный этапы олимпиады.

На всероссе ребята добрые. Все прекрасно понимают, что мы в одной лодке. Вчера вечером, например, мы прогулялись немного, чтобы развеять мысли, порешали вместе задачки по экономике. Конечно, очень близко мало с кем общаемся, но завести небольшой диалог можно со всеми.

Как справляться с нервами? Здесь, скорее, другой вопрос: нужно ли с ними справляться? На меня нервы не действуют, результаты не ухудшаются. Переживания в моём случае — стимул. Да и в целом волнение говорит о том, что человеку небезразлично то, что он делает. Я думаю, всё зависит от особенностей психологии каждого человека. Над кем-то довлеет нервная обстановка, над кем-то — нет.

У меня есть счастливая футболка, в которой пишу все туры. После олимпиады я в ней не хожу. Я первый год в олимпиадах, поэтому каких-то ритуалов ещё не выработалось.

Если я стану призёром или победителем, будет полегче. Например, отношение ко мне будет более лояльным, когда придётся исправлять оценки, потому что в большей степени я готовился к олимпиаде и не так много ходил в школу. Если не выиграю всеросс, то придётся немного поработать. Но в любом случае олимпиада — это огромный багаж знаний, опыта, возможности завести новые знакомства, пообщаться с умными людьми. Значит, всё не напрасно.

Бембинова Джиргал (Москва, 10 класс) и Загородникова Екатерина (Москва, 11 класс)

Джиргал: Мы, как и все ребята, позволяем себе и во время подготовки к олимпиадам расслабляться, делать то что захочется, например, путешествовать. Просто это бывает чуть реже. Но совмещать школу и олимпиады в любом случае достаточно сложно. На данный момент у меня очно-заочная форма обучения, и в лицее я не была месяца два. Это уже отработанная схема: я не первый раз на всероссе, поэтому прекрасно понимаю, что, когда я приеду домой, придётся очень много нагонять.

Екатерина: Я тоже не в первый раз на всероссе, но класса с девятого уже научилась организовывать себя так, чтобы успевать и в школу ходить, и к олимпиадам готовиться. У меня нет свободного времени, но я стараюсь и ходить на уроки: это формальность, но соблюдать надо. 

Джиргал и Екатерина (хором, дополняя друг друга): Как складываются отношения с другими ребятами? Замечательно, да, замечательно! Мы, кстати, из той компании, которая постоянно тусуется, поэтому у нас вообще всё отлично.

Джиргал: Нам очень помогает сборная. Чаще всего мы общаемся с ребятами именно внутри команды Москвы. В целом олимпиада – это такое сообщество, где ты можешь как учиться, так и тусить. 

Екатерина: Да, в свободное время мы проводим не только за чтением, но и видимся с друзьями, ходим в кино, по магазинам. Я обожаю шопинг и подобные развлечения.

Джиргал: Но вчера вечером, когда появились свободные минуты перед заключительным этапом, мы с соседкой легли рано спать. До меня в конце концов дошло, что выспаться перед туром очень важно.

Екатерина: Мы с соседкой, наоборот, ботали до двенадцати, не могли уснуть. Было жарко, немного переживали. Извините за банальную фразу, но справляться с нервами в первую очередь помогают таблетки [успокоительное]. Очень часто бывают проблемы со сном, а лекарства выручают. И второе, что помогает, это общение со сверстниками, с друзьями, что в сто раз приятнее и, конечно же, более эффективно.

Джиргал: Да, мне тоже легче успокоиться, когда я с кем-то общаюсь. Когда нахожусь одна, появляются какие-нибудь тяжёлые мысли. Перед туром ещё помогает спеть гимн Москвы!

Екатерина: Разные приметы и ритуалы, как с гимном Москвы, есть у многих ребят. У меня это красная фенечка, серёжки, в которых я уже побеждала на всероссе. Всё моё тело исписано теми баллами, которые хочу получить. Я так делаю очень часто.

Джиргал: У меня ещё есть футболка особенная. Я в ней с девятого класса олимпиады пишу, в прошлом году на всеросс тоже её надевала. Как говорят, феминистка до первого мужа, атеистка до первого региона.

Екатерина: После же всеросса, мне кажется, всё будет так же. У меня уже есть диплом, поэтому результаты этого года не повлияют на поступление.

Джиргал: У меня тоже есть диплом, но для поступления нужна победа по истории. Думаю, что и в моём случае всё останется примерно так же. За время олимпиад я очень привыкаю к подобной атмосфере: постоянно что-то делаешь, куда-то ездишь. Мне будет довольно сложно отходить от этого, поэтому планирую продолжать в том же духе.

Иванов Иван, Чита, 9 класс

Мой вечер накануне заключительного этапа прошёл достаточно противоречиво: я летел семь часов из Четы, потом добирался до «Вороново». Здесь было очень много мероприятий: торжественное открытие, лекция… В итоге я лёг спать в девять часов вечера, но по моему времени было уже три часа ночи. Это был самый длинный день для меня.

К сожалению, на заключительном этапе я почти ни с кем не общаюсь. Есть у меня такая не совсем положительная черта. За это время я познакомился только со своим соседом и одной девушкой, с которыми стараюсь общаться, делиться впечатлениями от олимпиады. Но не более того. Планирую в дальнейшем с кем-нибудь обязательно пообщаться.

Справляться с переживаниями помогает свежий воздух, здесь хороший очень парк «Вороново». Ещё бассейн снимает эмоциональное напряжение, да и вся обстановка санатория, где проходит заключительный этап. Я изначально морально готовился к тому, что будет тяжело, это тоже играет определённую роль: пережил всё заранее, смирился с нервной обстановкой. К тому же, у меня очень много «олимпиадных» ритуалов и примет (своего рода фетишизм), есть даже счастливые носки и счастливая ручка. Правда, ручка синяя, и я ей не пользуюсь непосредственно во время олимпиады, но она лежит в запасе и морально меня поддерживает.

Конечно, существует два альтернативных варианта того, как всё сложится после олимпиады. Либо наступит счастливая жизнь с поступлением (так сказать: «Жизнь удалась»), либо второй вариант: «Жизнь не удалась». В любом случае у меня ещё есть два года в запасе, в течение которых буду очень тщательно готовиться. Безусловно, посмотрю и исправлю все ошибки после этого заключительного этапа, будет проделана большая работа. 

Мне приходится иногда пропускать некоторые часы в школе, это дело неизбежное. Но я стараюсь уделять время и учёбе, и подготовке к олимпиадам, хотя предпочтение, безусловно, отдаю последнему. К сожалению, в моём регионе приходится готовиться самостоятельно. Возможно взаимодействие с администрацией нашей гимназии и с преподавателями из университета ЗабГУ, с которыми я занимаюсь лично, но инициатива исходит только от меня самого. Учителя в школе адекватно относятся к олимпиадам, всё прекрасно понимают. Иногда они даже помогают и морально поддерживают, прощают некоторые задолженности. Знаю, что не во всех школах так, особенно если ребята совсем из глубинки: из деревни, села, – где одна-две школы. Радует, что сейчас у правительства Забайкальского края начинается работа, направленная на развитие олимпиадного движения. Надеюсь, всё сложится.