Никита Денисов: «Я понимал, что шансы есть. Главное — их реализовать».
Девятиклассник Никита Денисов стал знаменитостью всеросса по французскому. После него он отправился на заключительный этап по праву и взял диплом призёра. Мы попросили его поделиться опытом и секретом успеха. Как Никита лавировал между языками и правом? Кому он признался в любви? За что его хотят убить преподаватели? И как ему помогла бабушка? Читайте в нашем материале.
Автор: Анна Соколова
Многие тебя помнят ещё с олимпиады по французскому и знают о твоей любви к языкам. Откуда появился интерес к праву?
Право я любил всегда. В восьмом классе случайно попал на олимпиаду по обществознанию и понял, что больше всего мне интересен блок «Право». Летом решился пойти в онлайн-школу, чтобы учить этот предмет ради удовольствия. А в итоге полез в олимпиады.
Только девятый класс, а ты уже взял всеросс по праву. Как готовился?
Я занимался на курсе со школьного до заключительного этапа. Старался выучить вместе с ребятами все нужные отрасли права, ИОГП, ТГП, ИППУ, КПЗС и ещё много других страшных аббревиатр. И даже немного латыни. Тем не менее подготовка не всегда была успешной.
Уставал от зубрежки законов и кодексов?
Зубрежка права — это абьюз. Я это ненавидел и этим не занимался. У меня не было цели заучить и запомнить нормы права, поэтому не штудировал их сутками. Просто старался создавать ассоциации или применять к жизненным ситуациям. Так откладывается в голове лучше и эффект больше. Я уже привык к медленному изучению иностранных языков, без рывков. В праве же предполагается, что ты будешь ботать до смерти. Я постарался перенести модель изучения иностранных языков на право, чтобы это было плавно и спокойно.
Помогало ли тебе знание французского справиться с заданиями по латыни?
Много раз я справлялся с заданиями по латыни и во время подготовки, и на самом всероссе только благодаря знанию языков. Например, на заключительном этапе я отгадал термин «bona fidae» (добросовестность), потому что во французском есть прилагательное bon/bonne (хороший/хорошая).
Подготовка ко всероссу сразу по двум предметам наверняка отнимала много времени. Оставалось ли свободное время?
Перед французским я понимал, что шансов нет: невозможно выучить язык с В1 до В2+ за месяц до заключительного этапа. На подготовку к этому предмету я не тратил много сил. Прорешивал задания и ходил на занятия. Но только ради своего французского, а не ради всеросса. Все силы бросил на право. Хотел взять его «по-простому», пока я в девятом классе. В десятом и одиннадцатом задания намного сложнее, а проходные баллы выше.
В школе взял свободное посещение и старался как можно больше отдыхать. На заключительном этапе требуются не столько конкретные знания, сколько хорошее настроение и умение размышлять. Я старался побольше гулять и ходить на уроки французского. Да, это тоже отдых.
Какой всеросс оказался более напряжённым для тебя: французский или право?
Французский прошёл очень легко. Я ехал туда с настроем попробовать силы и посмотреть, что такое закл. На праве было проще: туда ехал уже с опытом французского. Но сложно из-за того, что я возлагал надежды на призёрство.
На французском нет большого олимпиадного сообщества, а вот на праве мир тесен. Большинство людей со всеросса я уже знал: с кем-то мы вместе были на курсе, с кем-то виделись на «Суде да деле» и других мероприятиях.
Кажется, право стало для тебя проверкой на прочность: эмоциональные качели, выгорание, а после письменного тура ты и вовсе чуть не расплакался от напряжения. Тем не менее этот опыт пошёл тебе на пользу?
После письменного тура эмоционально было очень тяжело. К счастью, я был с бабушкой. Она быстро помогла мне восстановиться и настроиться на позитивный лад, а после закла и вовсе вывезла на отдых в Санкт-Петербург. Тяжело было побороть страх публичных выступлений на устном туре, но у меня это легко получилось! Я был счастлив удачному выступлению и максимальному баллу за устник. Это огромный опыт, и он мне будет полезен в будущем. Нужно уметь выживать в стрессовых ситуациях.
Помимо всеросса по праву, ты участвовал в других олимпиадах и конкурсах. За пару дней до закла стал призером «Высшей пробы». Помог ли тебе опыт других олимпиад?
Опыт других конкурсов и олимпиад очень сильно помог. Например, на «Суде да деле» я познакомился со многими ребятами. Встретить их снова на закле было большой радостью. Призёрство в «Высшей пробе» позволило мне чувствовать себя увереннее на всероссе. Я понимал, что шансы есть. Главное — их реализовать.
Всеросс по французскому тебя всё не отпускает. Во время подготовки к праву ты продолжал ботать язык, и даже на закле по праву продолжал общение с друзьями с французского. Что тебе всё же ближе: право или французский?
Это самый провокационный вопрос! Слово вправо, слово влево — меня убьют преподаватели. Передаю привет Маше Виноградовой! На самом деле люблю больше французский. И немецкий! Это моя давняя здоровая любовь.
Французский ты готов покорять снова. А что с правом? Продолжишь учить его и участвовать в олимпиадах?
Право можно сравнить лишь с быстрой влюблённостью, которая так же быстро испарилась. Французский — любовь. Я его никогда не брошу и продолжу учить ради себя самого. Хочу сдать DELF B2, а со всероссом как получится. Взять диплом было бы приятно. Также продолжу учить немецкий и английский. Очень хочу на всеросс по немецкому в 10-11 классах. Просто ради тусовки.
Уверена, всё получится! Всеросс уже в кармане, местечко в вузе тоже. Думал уже насчёт поступления?
Очень хочу связать свою жизнь и с иностранными языками, и с правом. Я уже долго мечусь между лингвистикой и юриспруденцией. Идеал для меня — международное частное право. Да, я цивилист. Такое мне может предложить только МГИМО, туда и буду стремиться.