«На олимпиаде всегда хочется показать результат своей усердной работы»
В чём секрет успеха на заключительном этапе? Защита каких виртуальных проектов принесла высокие баллы олимпиадникам по экологии в этом году? Мы поговорили с победителями из разных классов: Екатериной Диановой (9 класс, Чувашия), Анастасией Репиной (10 класс, Москва) и Елизаветой Модиной (11 класс, Удмуртия) и узнали, в чём же заключается их секрет подготовки к олимпиаде и какие у них дальнейшие планы на учёбу и участие во всероссах.
Автор: Елена Цыбулина
Участвовали ли вы до этого в заключительных этапах или в олимпиадах по другим предметам?
Екатерина: Это моя первая олимпиада и первый заключительный этап! Думаю, поэтому я очень волновалась, но всё прошло хорошо. Я рада, что смогла поучаствовать в этом году, и уже жду следующий!
Анастасия: В заключительных этапах по другим предметам мне пока что не удалось поучаствовать. А на всеросс по экологии я приехала уже во второй раз.
Елизавета: Это не первая моя олимпиада по экологии: в 8 классе я вышла на всеросс, который проводился в Сочи, но мне не хватило 1-2 баллов до статуса призёра. В 9 классе заключительный этап, к сожалению, отменили, а в 10 классе, в Ставрополе, я собрала все свои силы и знания, впервые став победителем всеросса по экологии. В этом году я принимала участие и во всероссе по биологии, но для заключительного этапа не хватило ни баллов, ни знаний, поэтому осталась призёром.
Почему вы решили участвовать именно в олимпиаде по экологии?
Екатерина: Мне нравится её изучать. В отличие от других предметов, экология мне даётся намного легче!
Анастасия: Экология — междисциплинарная наука, она требует от участников олимпиады знаний как в естественных, так и в социальных науках, что делает саму подготовку интересной и разнообразной. Оригинальные задания «на подумать» привлекли меня год назад, и я решила поучаствовать.
Елизавета: Само решение принимать участие в олимпиаде по экологии было спонтанным. Экология отражает мой характер: я люблю получать знания из разных сфер, часто могу менять увлечения или же, наоборот, долго оттачивать мастерство в чём-то одном. Экология же не менее разнообразна, она объединяет в себе знания из множества дисциплин и становится основой современного мировоззрения.
Поделитесь своими впечатлениями от олимпиады: оправдались ли ожидания от заданий, понравилась ли организация этапа?
Елизавета: Я заканчиваю 11 класс, поэтому этот всеросс стал завершающей олимпиадой, где я приняла участие как школьница. Это далеко не первый мой всеросс по экологии, но он непременно займёт особое место в памяти! Если в Сочи и Ставрополь я приезжала усердно трудиться, очень волновалась и чуть не почувствовала выгорание, то в Уфе всё было иначе. Уфа показалась похожей на родной город, поэтому я чувствовала себя комфортно. А осознание того, что диплом уже есть, лишь придавало уверенности в силах и помогало наслаждаться каждой секундой этапа! Сами задания были намного интереснее, чем в прошлые годы. Олимпиада выглядела целостно: каждое задание словно плавно перетекало в следующее, забирая немного от предыдущего. Организация олимпиады меня тоже устроила! УГНТУ принял участников максимально радушно. Конечно, были технические ошибки, например публикация заданий в личных кабинетах, но все недочёты исправляли быстро. Единственное, что меня действительно расстроило, — дистанционное закрытие олимпиады и отсутствие каких-либо экскурсий для участников. Всё-таки услышать своё имя, выходя на залитую светом сцену, и ощутить заветный диплом в руках должен каждый: это мотивирует!
Екатерина: На самом деле, олимпиада для меня была чем-то необычным и особенным. Столько людей собралось, было интересно пообщаться с ними. Сами задания были сложноватыми, в начале я даже немного растерялась. Очень жаль, что не было экскурсий, но вот открытие было ярким, остались приятные впечатления!
Анастасия: На олимпиаде, в команде, была довольно дружеская атмосфера, чувствовалась поддержка со стороны как тренеров, так и других ребят. На торжественном открытии я осознала, что мы действительно находимся на финале олимпиады — это было волнительно! Однако уже на следующий день пришлось отбросить все нервы, чтобы написать первую часть тура. На самом этапе настроение всегда лучше, чем при подготовке: появляется мотивация собраться и показать результат длительной и усердной работы.
Расскажите о своей подготовке: за какие задания было больше всего опасений?
Анастасия: При подготовке больше всего переживала за первый, теоретический тур, так как он оценивается дороже других. Нужно было сформировать базу знаний и научиться попадать в критерии, кратко и чётко формулировать свои мысли.
Елизавета: Я несколько волновалась за задания, связанные с влиянием формирования экологического мировоззрения на различные процессы в природе и социуме, опасения были и в заданиях по общей экологии, потому что иногда трудно предположить, в какую сторону следует развивать поток мыслей. К счастью, я хорошо готовилась, использовала свои знания из биологии и географии. С друзьями или же сама составляла задания, которые подходили бы под формат всеросса.
Екатерина: Самым сложным в подготовке был выбор материалов: учебники, статьи, сайты — нелегко определиться. Сначала я занималась сама, а потом мне помогали учителя. С ними мы разбирали всё почти с самого начала, чтобы не было пробелов. Очень боялась, что попадётся неизвестная тема. Так и случилось! Но в итоге я сумела найти закономерность и связь с уже изученными материалами, поэтому с заданиями, к счастью, справилась.
На экологии отдельный тур — защита собственных проектов. Расскажите, какой проект придумали вы?
Екатерина: Я оценивала качество городской среды по флуктуирующей асимметрии листьев древесного и травянистого растения. Может быть, таких проектов немало, но в каждом есть своя новизна. Также в проектном туре мы придумывали уже новые проекты по цитате. Цитата была про парниковые газы. Минут 20 я даже не могла определиться с темой — всё мне казалось слишком обширным и невыполнимым — но всё-таки справилась. Мне показалось, что оценка углеродного следа у жителей микрорайонов — вполне хорошая тема.
Анастасия: В творческой части задания я описывала проект, посвящённый оценке экологической и экономической эффективности пиролизной переработки на примере отходов из ПЭТФ.
Елизавета: Виртуальный проект, или эссе, ввели лишь в прошлом году. Задание пробуждает того самого «исследователя природы». Я привыкла жить по принципу «глобальное начинается с малого», поэтому мой проект был локален и посвящён изучению влияния занятных насекомых-минеров на депонирующие способности лиственных лесов Удмуртской Республики.
В чём секрет успеха на всероссе? Какими лайфхаками вы можете поделиться?
Анастасия: При подготовке я решала задания прошлых лет, чтобы понять специфику олимпиады и критерии оценивания. Для теоретического тура стоит прочитать некоторые учебники, например Марфенина, Черновой, Шилова. Важно не нервничать на самом туре и грамотно распределять время на черновик и чистовик. Олимпиада славится 4 строчками для ответа, за рамки которых нельзя выходить. Необходимо заранее натренироваться умещать ответ в такой объём, чтобы на туре не возникло проблем с нехваткой места.
Елизавета: Успех на олимпиаде по экологии определяется не только старательностью, но и волей случая. Бывало, что, даже имея ключи, я не могла понять, сколько набрала баллов, и прокручивала в голове каждую написанную буковку. Успех определяется уровнем культуры человека. Важно относиться к экологии серьёзно и с уважением. Нужно верить в себя и никогда не сдаваться! Некоторым ребятам самыми непредсказуемыми способами помогал флаг родной республики и различные талисманы, которые вдохновляли и помогали успокоиться перед турами.
Екатерина: Не думаю, что есть определённый секрет успеха, главное, чтобы было интересно изучать эту науку. Из лайфхаков могу посоветовать интересоваться не только «классической» экологией, но и другими её направлениями — экономической, социальной. Большой кругозор важен, так будет легче находить связи. А ещё стараться не заучивать, а понимать смысл и закономерность — так и запоминается быстрее.
Какие у вас дальнейшие планы на учёбу? Будете ли продолжать участие во всероссах?
Екатерина: Конечно, я буду и дальше участвовать во всероссе по экологии, это интересно! Даже сама поездка и прогулка по новому городу уже вызывают много положительных эмоций.
Анастасия: Я планирую поступать на лечебное дело в Сеченовский университет. В следующем году хочу продолжить участие в олимпиаде по экологии и, возможно, по другим предметам.
Елизавета: Планов много! Я рассматриваю поступление в один из топовых вузов России, мне, как и многим, хотелось бы быть полезной для страны и планеты. Пока что хочу отдохнуть и насладиться последними месяцами школьной жизни, неспешно готовясь к выпускным экзаменам, общаясь с друзьями и изучая языки. Может, начать учить шведский?