«Я хотела хотя бы войти в призеры, а там уже — как получится»: путь абсолютного победителя ВсОШ по обществознанию
23 апреля закончился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, а его участники в этот день узнали, удалось ли им войти в список призеров и победителей. Всеросс-live поговорил с абсолютным победителем олимпиады среди всех классов — Викторией Щудро. Она рассказала о том, как иностранные языки помогают во втором туре всеросса, и о том, почему не стоит зачитываться Платоном и Гоббсом во время подготовки. О пути к победе и дальнейших планах Вики читайте в сегодняшнем материале.
Автор: Полина Кулалаева
Как ты готовилась к олимпиаде? Как эффективнее всего выстроить подготовку?
Изначально я готовилась к олимпиаде сама, потом стала дополнительно заниматься с преподавателями. Но я до сих пор считаю, что большую часть работы олимпиадник должен делать самостоятельно, это прежде всего его зона ответственности.
Весь 11 класс я была в сборной Москвы по обществознанию, и на турах мне это очень помогло. Мне кажется, что анализ текста и устные туры у меня стали получаться только после того, как я позанималась с куратором.
Что касается наиболее эффективной подготовки, я думаю, нужно делать упор, скорее, на практику, а не на теорию. Потому что ВсОШ по обществознанию — это про базовые знания и умение анализировать, а не про какие-то огромные теоретические познания. Знать всех теоретиков и авторов всех работ не нужно. Самое главное, что нужно делать при подготовке, — это выстраивать железную базу, то есть базу знаний по социологии, политологии, праву и экономике, на основании которой можно «выехать» практически везде. Это очень важно — чувствовать уверенность, почву под ногами, а не просто заниматься изучением тяжеловесных концепций без серьезного фундамента под ними.
Ты готовилась только к обществознанию или занималась еще какими-то предметами?
Вплоть до шестого-седьмого класса я занималась олимпиадами по английскому языку, однако потом поняла, что не хочу связывать жизнь с лингвистикой. Тем не менее в десятом классе я писала четыре региональных этапа: английский, немецкий, право и обществознание. Потом я отказалась от трех из этих предметов ради обществознания.
Но я хочу отметить, что знания из других областей действительно важны. Например, история Англии бывает полезна при аргументации на втором туре олимпиады по обществознанию. Знание немецкого иногда помогает читать классические работы, потому что зачастую труды философов нельзя корректно перевести с немецкого. И все это вообще создает отличный гуманитарный фон, который позволяет понимать контекст и работать с различными материалами.
Какие ожидания у тебя были от этой олимпиады?
Перед олимпиадой я очень волновалась, вообще не знала, что из этого выйдет. Конечно, я не ставила цель быть абсолютом на ЗЭ просто потому, что есть множество факторов, которые мы не контролируем — банальная удача, например. Я хотела хотя бы войти в призеры, а там уже — как получится. Не столь важно, быть последним призером или первым победителем, потому что все это знак нашего труда.
Какие сложности возникли при написании туров? Какие ощущения ты испытала после?
Сложнее всего не поддаться панике, потому что специфика олимпиады в том, что мы заранее не знаем, каким будет формат. Очень важно справляться с этим волнением, пытаться сконцентрироваться так, чтобы по максимуму выложиться. Важно не терять это ощущение холодной головы, даже когда кажется, что что-то идет не так.
Пообщавшись с друзьями между турами, я поняла, что первый тур я, вероятно, написала хорошо. Примерный результат второго тура я оценила после разбора — я всегда как-то чувствую, что я все делаю правильно, если это действительно так. Про третий тур я ничего сказать не могла, потому что это очень непредсказуемо.
Два дня в ожидании показа работ и закрытия прошли очень тяжело, и я спала практически все время. Я очень устала эмоционально и физически и просто хотела отоспаться. Мне помогла поддержка моих друзей, мы проводили время вместе, пытаясь абстрагироваться от ожидания, потому что оно гнетет еще больше, чем страх перед самим туром.
Какие эмоции ты испытала, когда тебя назвали абсолютным победителем?
У меня были очень смешанные чувства, потому что я была крайне удивлена и очень рада. Рада даже не тому, что я абсолютный победитель, а тому, что за меня так радуются окружающие. На мой взгляд, это намного ценнее, чем любые статусы.
Как ты планируешь теперь использовать диплом?
Пока я не решила, куда я буду поступать, потому что мне интересно очень многое, и обществознание — это настолько комплексный предмет, что хочется заниматься всем и сразу. Но, к сожалению, такая возможность есть только в школе, факультета обществознания не существует, нужно выбрать какую-то одну область науки. Выбор дается мне сложно, но с вероятностью 90% я буду поступать в НИУ ВШЭ.
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет выиграть на всероссе по обществознанию в следующем году?
Важнее всего на олимпиаде — стабильное эмоциональное состояние. Конечно, всеросс — это прежде всего про знания, но выдержать период между регионом и заклом, между турами и показом работ нужно с холодной головой и без потрясений. Слишком много нервов уходит необоснованно: очень важно не потерять себя и свое здоровье в этой гонке за дипломом.
Что касается практических советов, то я бы порекомендовала читать больше книг. Необязательно зачитываться Гоббсом и Платоном: это скорее вредно. Лучше сосредоточить внимание на современных социально-политических теориях и научно-популярной литературе.