Слагаемые успеха Школы ЦПМ

В этом учебном году Школа ЦПМ, завоевав 208 дипломов, стала лучшей школой России по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Мы поговорили с представителями администрации школы — Артёмом Тихоновым и Александром Андросовым, — чтобы узнать секрет успеха их команды.

Текст: Анна Соколова

«Всё делается в лёгкости»

Чем Школа ЦПМ отличается от других школ? Как делать учёбу интересной? Что является слагаемыми успеха команды? На эти и другие вопросы отвечает Артём Тихонов — заместитель директора по развитию и руководитель проектного офиса.

Какой изначально была идея создания Школы ЦПМ? 

У нас было две идеи — академическая и концептуальная. Первая отражена в нашем девизе: «Мы строим школу, в которой хотели бы учиться сами». Коллектив Школы ЦПМ молодой, у нас ещё свежи воспоминания об учебных буднях. Хочется преумножить то, что нравилось нам, и адаптировать образовательную систему под современные тенденции. Нужно подстраиваться под взгляды и интересы нового поколения.

Вторая идея заключалась в желании дать ребятам полноценно окунуться в предмет. Изначально мы работали только с теми школьниками, которые уже определились со специализацией. Сейчас это переросло в более комплексные профильные направления. 

У многих детей школа вызывает не самые приятные ассоциации. Как вашей команде удаётся заинтересовать ребят и сделать учёбу увлекательной?

Одна из отличительных особенностей учебного процесса в нашей школе — уникальные учебные планы. В 10-11 классах минимизированы те предметы, которые менее вероятно пригодятся ребятам, уже определившимся со специализацией.  Они могут больше вовлекаться в профильный предмет, занимаясь тем, что им по душе. 

Также мотивирует и само участие в олимпиадах. В этом году наши ученики привезли с заключительного этапа ВсОШ 208 дипломов. Развивающееся на базе Школы ЦПМ олимпиадное движение и окружение единомышленников подталкивают ребят к новым высотам. 

Важную роль играют тьюторы, которые взаимодействует с детьми не только в учебном плане, но и дружеском. Они всегда на связи с учениками. Комфортную обстановку создаёт и наша психологическая служба. На консультациях у ребят есть возможность получить поддержку и заряд мотивации. 

Один из слоганов школы ЦПМ — «Здесь раскрываются таланты». Как вы стимулируете креативность и развитие детей?

В плане развития показателен опыт сверстников. Рядом — одноклассники, участвующие в трёх-четырёх всероссах. Их пример заразителен. Такой опыт мотивирует и заставляет постоянно совершенствоваться. 

Креативность детей развивают внеучебные организации и курсы дополнительного образования. Например, медиацентр «Единица», театральная студия или классы вокала. Мы хотим, чтобы наши ребята развивались не только в рамках выбранной образовательной программы или группы предметов. Нельзя забиваться в один угол, важно расширять кругозор.

Как удаётся соблюсти баланс между желаниями детей, запросами родителей и принципом работы преподавателей?

На всё мы смотрим с позиции полезности для школы. Учитываем запросы детей, но и заботимся о комфорте преподавателей. Часто запрашиваем обратную связь у родителей. В этом году провели масштабное исследование развивающего направления. Полученные данные помогли создать более комфортную среду для детей и преподавателей. 

Благодаря чему Школа ЦПМ достигает таких высоких показателей?

Такой результат достигается благодаря свободе, которую даёт сотрудникам руководство. Чтобы реализовать проект, нам не нужно тратить несколько месяцев на обсуждение и согласование. Достаточно собрать команду единомышленников. Всё делается в лёгкости. 

Мы стараемся не обременять преподавателей бумажной волокитой, поэтому всё их внимание переключается на детей. Ученики Школы ЦПМ тоже могут предлагать инициативы и самостоятельно их реализовывать под нашим присмотром. Слагаемые успеха комплексны: свобода сотрудников, усердие, инициативность ребят и открытость новому. 


«Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Как заинтересовать детей и создать комфортную учебную обстановку? На чём важно делать акцент в образовательном процессе? Благодаря чему Школа ЦПМ добилась таких высоких показателей? Рассуждениями делится заместитель директора по управлению образовательным процессом Александр Андросов. 

Кому подходят занятия в Школе ЦПМ?

Всем. Профильное направление подходит тем, кто нацелен на получение глубоких и систематических знаний, а также на достижение высоких результатов на ВсОШ и перечневых олимпиадах. Развивающее — тем, кто хочет освоить школьную программу на хорошем уровне и успешно сдать государственные экзамены. 

Также стоит отметить дистанционное направление обучения. Это хорошая альтернатива традиционной школе. Часто такое направление выбирают ребята, которые профессионально занимаются спортом или проживают за границей, но хотят получить российский аттестат. Обучение на дистанционном направлении не предполагает фиксированного учебного плана и расписания. Ученик может в удобном для себя темпе осваивать школьную программу.

Профильные классы подходят только тем, кто определился со специализацией, или всем интересующимся?

В этом учебном году на профильном направлении для 8–9 классов отменили специализацию по одному предмету и расширили программу. Например, ученики социально-экономического профиля сосредотачиваются на изучении обществознания, экономики и математики. Теперь такие классы направлены не только на ребят, определившихся со специализацией, но и в значительной степени на интересующихся, ещё ищущих себя.

Профильное направление в 10–11 классах, наоборот, подходит тем, кто уже определился со специализацией. Однако иногда складываются любопытные ситуации. Например, в этом учебном году девушка, изначально поступившая в биологический класс, спустя месяц учёбы поняла, что исторический профиль гораздо интереснее. В октябре сменила профиль и сейчас продолжает успешно заниматься историей. Поэтому и узкая направленность позволяет ученику лучше понять свои интересы.

В Школе ЦПМ работа отталкивается от интересов учеников. Кто всё же формирует программу: она диктуется запросами детей или опытом преподавателей?

В основном программа формируется нашими кафедрами. Преподаватели преимущественно молодые, но с богатым опытом участия в интеллектуальных соревнованиях. Глубокое понимание специфики школьных предметных олимпиад позволяет им сформировать программы так, чтобы ученики получили максимум возможностей для достижения лучшего результата. 

Также мы реагируем на запросы ребят, ежегодно корректируем учебные планы. Например, если появляется такой запрос, организуем дополнительные занятия, изменяем форму изучения предметов, одни исключаем, другие добавляем. 

В каком формате проводятся занятия? На чём делается акцент?

Форматы проведения занятий разнообразны — от классических лекционных, семинарских и смешанных лекционно-семинарских до нестандартных: методика «перевернутого класса», игровые и выездные форматы.

Для участия в олимпиадах и успешной сдачи экзаменов, а также для вхождения в новую жизнь, которая начинается после школы, требуется на хорошем уровне владеть теоретическими основами предмета специализации, обладать критическим мышлением, развитыми как жесткими (hard skills), так и гибкими (soft skills) навыками. Также важно быть стрессоустойчивым и не пасовать перед трудностями. В Школе ЦПМ мы стремимся формировать и воспитывать в учениках все эти качества. 

Всеросс по испанскому, итальянскому и китайскому языку, который в 2021 году прошел на базе Школы ЦПМ

Важно показать детям, что получать знания — круто. Как команде Школы ЦПМ удаётся заинтересовать учеников и создать располагающую к учёбе обстановку?

С одной стороны, мы стараемся взять от традиционной школы самое лучшее, с другой — сделать материал доступным, а формат его изучения подстроить под образовательные потребности современного школьника. Например, учитель литературы во время изучения с классом романа Франца Кафки «Процесс» устроил квест, при прохождении которого ребята могли погрузиться в жизнь главного героя Йозефа К. и глубже понять содержание и проблематику произведения.

Наконец, важную роль играет внеурочная деятельность: регулярно организуемые мероприятия, деятельность волонтерского центра VoluMe и медиацентра «Единица», спортивные активности и театральная студия. В первом полугодии прошёл конкурс кабинетов: каждый класс занимался декорированием аудитории в определённой тематике. Теперь в нашей школе есть кабинеты, воспроизводящие антураж магазина «Пятерочка», болота Шрека и волшебного мира из Гарри Поттера. Подобные мероприятия формируют дружественную атмосферу, в которой хочется учиться. 

Какой совет вы бы дали целеустремлённым абитуриентам Школы ЦПМ?

Ко всему нужно уметь относиться легко, с юмором. Смех, как известно, продлевает жизнь, а также помогает найти нестандартный выход даже из самых затруднительных положений. Советский фильм «Тот самый Мюнхгаузен» завершается словами главного героя: «Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!» Такой же совет я бы дал нашим абитуриентам. Улыбайтесь, и вы достигнете высоких результатов в учёбе, работе и жизни.