По ту сторону медали: каково это, когда до диплома не хватило 1 балла?

Прошли заключительные этапы ВсОШ. Призеры и победители получили заветные дипломы и скоро станут абитуриентами желаемых вузов. О них говорят в новостях, их встречают в аэропорту с цветами, ими гордятся родители и учителя, они получают гранты, бюджетные места и всеобщее признание. 

Но есть и другая сторона. Те, кого называют «околовсероссники» — люди, однажды не взявшие диплом или вовсе не прошедшие на всеросс.

В моем шкафу лежат две толстовки «Сборная Москвы», и я дважды вернулась домой без диплома. Я дважды знаю, каково это быть «по ту сторону медали». 

Обычно интервью берут у достигших успеха, но сегодня я решила побеседовать с теми, кем я горжусь даже больше, чем призерами и победителями, — я знаю, что они пережили, я говорю с ними и смотрю в зеркало. Трем героиням моего материала не хватило одного балла до мечты.

Текст: Ксения Елизарова

ЛИНА КАРМОЛИЕВА

Ученица 11 класса Школы ЦПМ, направление «Литература». Призер заключительного этапа ВсОШ по литературе 2021 году. В 2022 году не хватило 1 балла до диплома.

Лина, у тебя уже есть диплом. Легче ли от этого оказаться без него в этом году?

Диплом — это в первую очередь очень хорошая подушка безопасности, которая помогла мне морально подготовиться к этому всероссу. Я знала, что, какой бы исход ни был, у меня будет БВИ, мой диплом у меня никто не отнимет. Наверное, это всегда утешает в сложные моменты.

А с эмоциональной точки зрения тоже легче? Или в моменте об имеющемся дипломе не помнишь?

Я на протяжении нескольких месяцев себя морально готовила к тому, что может произойти всё что угодно. Но в моменте всё равно очень тяжело и обидно, тем более когда тебе не хватает одного балла. Я вела трансляцию ВКонтакте с награждения, и там я начала рыдать, и мне за это стыдно. Кажется, там 5 тысяч просмотров. Не знаю, сколько людей на самом деле это видели, но это точно слышали мои преподаватели. С другой стороны, я думаю, всем понятны мои чувства и эмоции в тот момент. Я вышла, покричала, порыдала, мне стало легче. Думаю, слезы в таких ситуациях — это возможность справиться с накопившимися эмоциями. Может быть, это не совсем правильно и нужно учиться управлять своим состоянием, но, к сожалению, вышло именно так.

Нет, слёзы — это не стыдно. Хорошо, что тебе стало легче. А понимаешь ли ты, почему ты не взяла диплом?

Я не хочу звучать как-то лицемерно и по-снобистски, но, наверное, в данной ситуации проблема не во мне. В этом году была очень странная проверка из-за специфики места проведения, а именно МПГУ. Мне, честно говоря, были крайне непонятны комментарии к моей работе. На показе работ на все свои доводы я получила в ответ: «Знаете, я же всего лишь пытаюсь объяснить точку зрения проверяющего». Вот так и понимаешь, что это очень субъективная оценка. Человеку просто не понравился какой-то тезис в работе, и он сразу засчитал это как ошибку. Скорее всего, проверяющие ждали что-то приземленное, больше похожее на школьное сочинение, а не на небольшое научное исследование, что подразумевает аналитический тур олимпиады. 

Еще стоит отметить, что перед последним туром у нас был «день без борьбы», в который я пролежала с отеком Квинке полдня. Я не могла говорить, у меня жутко болел живот на протяжении пяти часов, я лежала в номере, скрючившись на полу, это было очень жутко. Ночью я просыпалась от внутримышечной боли, и на устный тур я шла уже никакая. 

Наверное, вдобавок скажу, что на устном туре мне поставили фактическую ошибку за то, что я якобы не знаю фактологию Горького. Но, когда я вышла после тура и загуглила, оказалось, что это проверяющие ошиблись. Мне сказали, что роман «Мать» написан до «На дне», но он написан в 1906, а на «На дне» — в 1902.

А как отнеслись к этому событию близкие тебе люди? Во время всеросса и потом?

Близкие люди — это то, что мне подарил всеросс. Благодаря окружению я смогла очень быстро отойти от всего, что произошло. Моя семья всегда меня поддерживала. Мы с мамой проговорили много раз, что может случиться всё что угодно и от этого я хуже не стану.

Я сначала переживала, что диплом — это показатель моих умственных способностей в глазах педагогов, к которым я очень трепетно отношусь, но после всеросса в личном диалоге я услышала множество приятных, теплых слов о том, что дело не во мне, что это абсолютно не мой балл, что то, как я рассуждаю на уроках, то, как я говорю, — вот это показатель моих знаний и способностей.

И, наверное, фраза одного моего преподавателя, Михаила Евгеньевича Сапрыкина, запомнилась мне больше всего: «В 17 лет кажется, что это конец, но это не конец». Такие простые истины очень помогают дальше двигаться по жизни. Благодаря им понимаешь, что все-таки всеросс — это больше про людей.

Я рада, что тебя так поддерживали, это очень важно и ценно. Расскажи про самый яркий и запоминающийся момент всеросса. Не обязательно хороший.

Наверное, это награждение. Моя подружка взяла диплом, но вместо того, чтобы выйти на сцену, когда всех фотографировали, она сидела со мной и обнимала меня. Более того, меня переполняло чувство эйфории и радости, когда взяли мои друзья, у которых до этого не было дипломов; когда взяли мои подружки из регионов, я радовалась за них. И для меня это, пожалуй, самое важное.

Еще одно яркое воспоминание, но уже поствсероссное, это день после награждения, когда мы вечером в неформальной обстановке собрались в кафе с настолками с нашими преподавателями и ребятами. Приехали девочки, которые не прошли на всеросс, приехали те, кто взял и не взял, и это было здорово: ты чувствовал единение, чувствовал, что на самом деле дипломы ничего не значат, что вы можете общаться, дружить и наслаждаться моментом и просто вот быть все вместе вне зависимости от каких-то баллов на всероссе. И я благодарна ему за самых лучших, самых прекрасных на свете людей.

И последнее: что бы ты посоветовала тем, кто оказался на твоём месте? 

Стоит принять самую важную вещь: олимпиада — не показатель, баллы на всероссе — не показатель. Формат заданий не может проверить весь спектр ваших интересов, ваш кругозор, эрудицию. Олимпиада — это во многом про лотерею, про везение.

Главное, не нужно опускать руки, потому что через тернии — к звездам. Если вам ваш предмет правда нравится, если это правда большая любовь, то вы все преодолеете. Вы станете лучше, получите большой опыт и багаж знаний, которые вам помогут в будущем. Нужно просто пережить это сейчас.

После разговора с Линой я не сразу возвращаюсь к привычным делам и какое-то время сижу в тишине. Со стены на меня смотрят фотографии – это фотографии с заключительного этапа прошлого года. На них есть и Лина тоже — там она счастливая, с дипломом. Сейчас без, но я знаю, что она обязательно снова будет так же счастлива. 


САША ЩУКИНА

Ученица 11 класса Школы ЦПМ, направление «Литература». Участник заключительного этапа 2021 года, не хватило 1 балла до прохода на всеросс в 2022 году.

Расскажи, как ты чувствовала себя, когда узнала, что не проходишь на заключительный этап? В тот момент, потом и сейчас?

Конечно, мне было очень тяжело, когда я узнала, что не прошла, еще и с самым обидным разрывом в один балл от проходного. Я три года жила в этом чарующем олимпиадном мире и называла свое увлеченное погружение в литературу подготовкой к всероссу, хотя оно было и до этого и будет, надеюсь, всегда. 

А можешь рассказать подробнее о том, что произошло на всероссе в 10 классе? 

Я переволновалась и растерялась, из-за чего завалила творческое, но у меня не было ощущения, что я чего-то не дотянула или что это из-за моих интеллектуальных недостатков произошло, — просто так сложилось. 

Возвращаясь к нашему вопросу — как ты чувствуешь себя сейчас?

Сейчас, наверное, это очень светлая грусть. С одной стороны, обидно, что я не прошла, но с другой — я понимаю, что результат моего региона — 96 из 100, и это высокий победительский балл по Москве. Для меня это знак, что я все делаю правильно, что я на правильном пути постижения филологии. А то, что балл оказался непроходным, это скорее ветер судьбы и стечение обстоятельств. Сейчас оно мне кажется плохим и обидным, но, может, впоследствии я пойму, что оно было мне нужно для какого-то духовного роста.

Или для чего-то еще. Потому что нам ничего не дается просто так, я и сама не раз в этом убеждалась. Если бы у тебя была возможность вернуться назад и, допустим, всё же пройти на всеросс, воспользовалась бы ты ей? 

Это сложный вопрос, потому что, конечно, хотелось бы пройти и вместе с ребятами порадоваться диплому, посмотреть вживую, как будут награждать моих друзей, и испытать всё это еще раз. Всеросс — это не только про дипломы, это про общение, эмоции, написание туров и анализ текстов. Но всё-таки всё сложилось так, как нужно.

Изменилось ли твоё отношение к себе из-за непрохода на всеросс?

Нет, не изменилось, у меня не было ощущения, что я сделала что-то не так.

В олимпиадном мире все складывается далеко не как в волшебной сказке, где герои, преодолев испытания, неизменно достигают победы. Здесь поражение далеко-далеко не всегда означает, что ты недостаточно сильный в предмете, неусидчивый или неталантливый. Многое зависит от удачи, лояльности проверяющих, эмоционального состояния на туре. Поражение может быть поводом что-то переосмыслить и стать немного мудрее. Подумать, что-то изменить для себя.

После того, как я проиграла на всероссе в 10 классе, я остро ощутила необходимость перейти в другую школу. Сейчас я уже год как учусь в среде талантливых, творческих и свободных людей и не верю своему счастью.

Это прекрасно, что всеросс подарил тебе близких людей, которые останутся в твоей жизни и после него. А как эти люди, твои близкие и окружение отнеслись к этому событию? 

День, когда я узнала, что не прошла, запомнился мне отчаянием, возведённым в квадраты и кубы, но вместе с ним была контрастная этому радость от осознания, какие чудесные люди меня окружают. С ними под силу преодолеть любые испытания. Многие говорили и писали мне нужные хорошие слова. Они как раз и не давали утонуть в ощущении, что всё потеряно, напоминали, что такое простое живое общение. Объятия, сердечки в переписках — они намного ценнее всяких дипломов и побед и даже, может быть, поступления.

Это действительно очень ценно и значимо. Хочется, чтобы каждый оказавшийся в такой ситуации смог это осознать и почувствовать. А что бы ты посоветовала тем, кто оказался или окажется на твоём месте? 

Наверное, я бы посоветовала не воспринимать любовь к литературе как любовь непосредственно к олимпиаде и помнить, что литература — это стиль жизни, а не гонка и конкурс. Постижение граней мира через слово будет с тобой всегда, если тебе это близко. Никакие дипломы не смогут отобрать это ощущение.  

Меня всегда раздражала фраза «значит, так надо» — мне казалось, что в ней слишком много фатализма. В моменте, когда твой маленький мир рушится, действительно не понимаешь, как тебе может быть «надо» переживать этот ужас. Но осознание приходит со временем. Сейчас я понимаю, что если бы у меня был диплом, я бы пошла совершенно другой дорогой, и, например, не училась бы в МГИМО. 


КСЮША КУРОПЯТНИКОВА

Студентка 1 курса факультета международной журналистики МГИМО МИД РФ. Не хватило 1 балла до прохода на заключительный этап ВсОШ по литературе в 2021 году. 

Твой всеросс был год назад, и тебе не хватило одного балла до прохода. Расскажи, как ты чувствовала себя в моменте, как потом и как сейчас.

11 класс прокатил меня на эмоциональных качелях. Выйдя с региона, я была очень сильно расстроена. Я думала, что получу свои 60 баллов и пойду готовиться к ЕГЭ. А затем однажды вечером я прихожу домой, открываю сайт и вижу, что у меня 92 балла. Для меня это было что-то невообразимое, у меня была дикая радость. Я понимала, что есть шанс не пройти, но тренеры сборной говорили, что это проходной балл, даже с запасом. Поэтому и получилось, что сначала было очень плохо, потом очень хорошо, а потом…

Когда я увидела проходные, я сидела и минуту смотрела на эту цифру, понимая, что мне не хватило одного балла. Я не плакала, ничего. Просто смотрела в экран телефона, и мне казалось, что там не та цифра, я обновляла, но нет. 

Дальше, наверное, недели две я была в ужасном состоянии: не ходила в школу, абсолютно ничего не делала, хотя головой понимала, что надо готовиться к ЕГЭ: история со всероссом закончена.

А что все же помогло тебе справиться?

Справиться, на самом деле, сильно помогла весна. Я очень зависима от погоды, и, когда потеплело и на улице стало солнечно, мне стало легче жить. И, наверное, когда прошел заключительный этап, я более-менее отпустила эту ситуацию. Я смотрела всю церемонию награждения, постоянно со всеми переписывалась.

И ты об этом больше не вспоминаешь?

Обычно нет. Но до сих пор, когда у меня в жизни что-то не удается, думаю, насколько я должна быть неудачницей, чтобы мне не хватило ровно одного балла. Сейчас я вспоминаю эту ситуацию, когда меня кто-то спрашивает про олимпиады, про ЕГЭ, но всё в порядке.

Как в целом к такому событию отнеслись твои близкие и окружение?

В день, когда пришли проходные, я была в школе. И такая я была не одна, нас было трое: мне не хватило балла, а двум подругам не хватило двух баллов. Тогда очень многие люди показали себя с разных сторон. Была одна девочка, которая сказала: «Вы что, реально думали, что вы с такими баллами пройдете?» И я поняла, что такие стрессовые ситуации показывают настоящее лицо людей. Но в большей степени все, конечно, поддерживали. При этом, когда был заключительный этап, я старалась всех поддерживать, быть частью всеросса и на время забыть о том, что я сижу в Москве без одного балла.

Изменилось ли твоё отношение к себе из-за непрохода на всеросс?

На тот момент да. Я думала, что я неудачница. Я буквально себя ненавидела, вспоминала, в чем я могла ошибиться.

Меня отпустило, когда стали приходить результаты ЕГЭ. Я увидела 97 баллов по литературе, 96 баллов по русскому языку и поняла, что все нормально. Я снова в себя поверила. 

Сейчас это пройденный этап. Но если бы у тебя была возможность вернуться назад и, допустим, всё же пройти на всеросс, воспользовалась бы ты ей?

Конкретно сейчас я бы не вернулась. Но тогда я очень хотела пройти на всеросс даже не ради диплома, а просто чтобы там побывать. Это больше всего меня и расстраивало. Но, с другой стороны, если бы в конце марта я поехала на всеросс и не взяла его, то мне бы это далось намного тяжелее.

Это ведь не разрушило твою жизнь, как казалось тогда? 

Если бы разрушило, мы бы сейчас с тобой не сидели в аудитории МГИМО. Единственное, что изменилось бы, если бы диплом был, — сейчас бы я училась на бюджете, а не платно, но это не самое страшное. А так я рада, что побывала в «олимпиадной тусовке», это действительно здорово. У меня оттуда много друзей, знакомых, я ни о чем не жалею.

Что бы ты посоветовала тем, кто сейчас оказался на твоём месте?

Люди, которые прошли на заключительный этап, 100 % сдадут ЕГЭ. Из-за этого точно переживать не надо. Возможно, надо дать себе время принять эту ситуацию и не сразу окунаться в подготовку к экзаменам. Даже если что-то случится с ЕГЭ, не обязательно поступать в этом году. Всегда всё можно исправить. 

Если вы хотите поступать в вуз, нервная система вам еще пригодится, так что берегите ее. Всё обязательно получится, вы точно всё сдадите и поступите, куда хотите.

После таких историй в очередной раз убеждаешься, что всеросс — это про людей и только потом про дипломы. Это проверка не столько на знания, сколько на человечность, любовь, эмпатию. Для меня люди, которые способны разделить чужую радость, гордиться чужими успехами при собственной неудаче, — настоящие герои.

У нас с Ксюшей нет дипломов всеросса и никогда не будет. Однако олимпиада не разрушила ничью жизнь. Она помогла каждому оказаться на своем месте, обрести бесценный опыт и настоящих друзей.