«Калькулятор, ручка, паспорт — и вперёд в бой с новыми задачами!» — восьмиклассница об участии во всероссе по химии
Как надо ботать, чтобы уже в 8 классе выйти на всеросс? Что главное в подготовке к олимпиадам? Как химия делает привычные вещи удивительными? Об этом и многом другом мы поговорили с восьмиклассницей из сборной Санкт-Петербурга и участницей заключительного этапа ВсОШ по химии Екатериной Степук.
Автор: Анна Соколова
Почему именно химия?
Для меня химия — это увлечение, которым я занимаюсь просто потому, что мне интересно. Кроме того, мне нравится многогранность этой науки. В этой сфере много возможностей. Например, можно разрабатывать новые лекарства, материалы или вещества, которые облегчат людям жизнь. И наконец, химия — это прекрасная и удивительная наука. Нужно только это разглядеть!
Когда я начала изучать химию, открыла для себя с новой стороны будничные вещи. Оказалось, что улицы в районе, где я живу в Санкт-Петербурге, названы в честь учёных-химиков. Например, я живу на улице Фаворского, а по соседству с ней — улица Бутлерова.
Как давно занимаешься химией?
Химию я начала постигать с 7 класса, мне было интересно узнать этот предмет. К этому моменту школьники уже знакомы со всеми предметами. Но у нас в Президентском физико-математическом лицее химия начинается с 8 класса. Среди 14 предметов — от робототехники до искусства — я не смогла найти своего.
Настрой был решительный, поэтому летом открыла школьный учебник по химии для 8 класса. Сразу стало понятно, что это мой предмет: он достаточно легко поддавался изучению, меня сразу затянуло. Весь 7 класс ушёл на то, чтобы узнать предмет и понять его структуру. Более серьёзная подготовка к олимпиадам началась с лета 2022 года. В тот период и перед турами химия была на первом месте. Практически всё время я уделяла ей. И сейчас, несмотря на напряжённую учёбу, тоже.
Чем интересуешься ещё кроме химии?
Химия — моё главное увлечение. Несмотря на это, мне нравится анализ литературных произведений, история России, особенно со времён правления династии Романовых, и искусство: балет, классическая музыка, опера. Я хочу быть не только хорошим химиком, но и интересным человеком, поэтому стараюсь расширять кругозор.
А в плане химии ты больше теоретик или практик?
Этот вопрос очень актуален для учёных, но, наверное, не для олимпиадников. На ВсОШ и других интеллектуальных соревнованиях есть как теоретические, так и практические туры, поэтому важно уметь и то, и другое.
В каких олимпиадах ты уже успела поучаствовать?
Я участвовала в многих перечневых олимпиадах. Даже не ради диплома, а чтобы набраться опыта. Раньше поход на олимпиаду представлял собой пугающую неизвестность, а сейчас это дело обычное. Калькулятор, ручка, паспорт — и вперёд в бой с новыми задачами!
Волновалась ли ты во время туров на всероссе?
У каждого свои ритуалы перед туром: одни кладут конспекты под подушку, другие привозят четыре тома Третьякова на удачу, третьи пытаются повторить всё, что учили раньше. А кто-то, наоборот, ничего не делает пару дней. Перед турами и у меня был свой ритуал: вставала в 6 утра и делала зарядку, завтракала, потом мини-прогулка. И после шла на тур. На нём я уже не волновалась, переживания отвлекают и мешают сосредоточиться на задачах.
Что помогло тебе ещё в 8 классе выйти на закл?
Моя стратегия: упорная подготовка и интерес к предмету. В этом году задания практического тура 9 класса были очень похожи на прошлогодние. Отличались только исходные вещества, а реактивы остались прежними. Конечно, этот фактор облегчил написание олимпиады. Практический тур я всегда решаю медленно и аккуратно, всё записываю, потому что количество реактивов ограничено.
Что стало для тебя приятным воспоминанием с туров?
Мне особенно запомнился практический тур всеросса. Например, нам подарили халаты — мелочь, а приятно. Провели экскурсию по университету «Сириуса», что поставило даже не точку, а восклицательный знак по окончании написания тура для 9 класса.
Есть ли у тебя советы по подготовке?
Для подготовки многие советуют решать задачи и читать нужную теорию. Я с этим согласна. Также, если есть возможность, необходимо совершенствовать умения работы в лаборатории. Главное — всё, что ты делаешь, должно приносить в первую очередь удовольствие!