«Отличить ребят, которые просто хорошо знают язык, от ребят с широким кругозором»: Татьяна Симонян о работе со студентами и олимпиадниками, страноведении и психологии
Заключительный этап — настоящая проверка на прочность не только для участников, но и для жюри. Оценить не один десяток работ, радоваться и плакать вместе с ребятами и, возможно, даже научиться чему-то новому… Герой нашего интервью — председатель жюри заключительного этапа ВсОШ по английскому языку Татьяна Симонян.
Автор: Анна Вахитова
Татьяна Арменовна, как давно вы в олимпиадном движении?
Достаточно давно, с 2007 года. Тогда я в первый раз поехала в Элисту уже в качестве жюри заключительного этапа. С тех пор я езжу по нашей стране и практически каждый год посещаю новые места. В состав жюри я попала уже будучи доцентом МГПУ, где преподаю и сейчас.
Можете вспомнить свой первый всеросс?
У меня остались прекрасные воспоминания об Элисте. Организация была на высшем уровне, кроме этого, работать в жюри было очень комфортно. Нужно было просто провести свой конкурс, а дальше оставалось только отдыхать. А в следующем году, когда ввели апелляции, начались проблемы.
Какое у вас было первое впечатление от всероссников?
Наверное, не удивление, а даже восхищение уровнем подготовки ребят. Тогда не было разделения заданий по классам, и девятиклассники осилили вопросы из самой сложной программы.
А как для вас прошёл всеросс в этом году?
В принципе, как обычно. За один день ребята выполнили письменные задания, а через день их уже ждал устный тур. Конечно, восхищаюсь работоспособностью наших детей, которые справились с таким насыщенным расписанием. Все письменные работы, что я проверяла, были неплохи, и говорили ребята тоже хорошо.
Расскажите, как составляются конкурсы? Чем вы руководствуетесь при подборе заданий?
Заданиями для всеросса занимается команда специалистов, некоторые из них подбираю лично я. Главный критерий — выбрать то, что будет интереснее. Олимпиаду по английскому часто критикуют за социокультурный аспект. Но эта часть, хотя она и самая сложная, выполняет очень важную задачу — отличить ребят, которые просто хорошо знают язык, от ребят с широким кругозором.
Как вы не устаете работать на всероссе? Не кажется, что каждый год происходит одно и то же?
Когда олимпиада подходит к концу, мне кажется, что я устаю. Но здесь очень хорошие дети, интересные идеи, замечательная команда жюри. Я осознаю, что эти люди стали мне второй семьёй. По ним я и скучаю в течение всего года.
А можете вспомнить самую интересную или странную ситуацию, когда вы напрямую общались с ребятами на устном туре?
Не все, конечно, отвечают идеально. Однажды целых пять минут пришлось уговаривать мальчика, чтобы он продолжил отвечать. Он отказывался, говорил, что у него ничего не получится. Мы же его успокоили и направили на нужный лад, а потом узнали, что он стал победителем. Спустя время этот мальчик благодарил нас за то, что мы не дали ему уйти.
Чем кардинально отличается работа с олимпиадниками и студентами? С кем более комфортно?
Легче и привычнее работать со студентами, потому что они постарше. Они уже профессионально направлены, понимают, как будут развиваться в будущем. Со школьниками, которые готовятся к олимпиаде, работать очень интересно. Они талантливы, но у них совершенно другая мотивация. У ребят много задора, энтузиазма и желания, но в плане профессии всё ещё впереди.
Случалось ли такое, что призёры и победители олимпиады поступали в МГПУ и становились вашими студентами?
В основном, к сожалению или счастью, ребята-дипломники выбирают МГИМО, МГУ и МГЛУ. Педагогика интересна далеко не всем. Но я помню нескольких молодых людей, с кем я встретилась на сборах и продолжила общаться уже в стенах университета. Некоторые из них стали преподавателями, некоторые ушли в науку.
Бывали ли моменты, когда вы ставили себя на место олимпиадника?
Не пробовала; наверное, я уже это переросла. Сначала я видела на месте ребят своего сына, когда он был в старших классах. А за все последующие поколения я просто искренне радовалась, как за своих детей. К сожалению, победить на всероссе может не каждый. Очень расстраиваюсь, когда у ребят что-то не получается. Но стараюсь относиться к неудачам спокойнее, иначе это может сильно ударить по нервной системе.
Что для вас всеросс?
Мероприятие, где можно показать себя, где можно доказать себе, чего ты стоишь. Потешить своё самолюбие или научиться проигрывать. Очень жаль, но многие ребята не умеют достойно принимать поражение. А ведь важно понимать, что в жизни мы далеко не всегда выигрываем и проигрыш нужно уметь принять.
Это школа взаимодействия с другими людьми. Здесь можно научиться подобающе вести себя в роли победителя и не терять чувство собственного достоинства в роли проигравшего.
Чему вы научились за всё время работы на олимпиаде?
Самое главное — понимать, что нет предела совершенству. Часто попадаются настолько умные детки, что им есть чему научить наставников. Также стараюсь быть более толерантной, терпимой. Учусь восхищаться людьми, которые гораздо младше.