«Почувствовал себя в роли детектива-микробиолога»: как прошёл прак по биологии
Почему некоторые задания заставили олимпиадников почувствовать себя шпионами и детективами? Какие кабинеты оказались сложнее всего? И причём здесь чайный гриб? Впечатлениями от заданий практического тура делятся финалисты ВсОШ по биологии.
Анастасия Трунина, 9 класс
К практическому туру в основном я готовилась на московских сборах для подготовки к заключительному этапу. Мы проводили вскрытия различных беспозвоночных, рассматривали и рисовали срезы органов человека, микроскопических водорослей, протистов и других организмов.
Довольно лёгкими мне показались задания кабинета «Цитология и гистология». Нам нужно было сделать срез почки, зарисовать его и подписать различные структуры. Далее такие же манипуляции необходимо было совершить над готовым препаратом. В последнем задании были представлены фотографии различных органов, сделанные с помощью сканирующего электронного микроскопа. Их нужно было сопоставить с названиями органов.
Интересными и в меру сложными, думаю, были задания кабинета «Зоология беспозвоночных». Объектом изучения был кальмар. Сначала мы считали количество и плотность чёрных и оранжевых хроматофоров у него, затем вскрывали его и булавками обозначали разные органы животного. После требовалось достать гладиус и клюв кальмара, а также зарисовать его щупальца и руки. В последнем задании мы определяли систематическое положение нашего объекта. Единственный минус этого кабинета, как мне кажется, — это нехватка времени на довольно большое количество заданий.
Иван Габышев, 10 класс
Подготовка к практическому туру была непростая и неприятная. Пытался делать очень тонкие срезы, слушал и зубрил голоса птиц, читал кучу книг по физиологии человека и животных и запоминал особенности метаболизма микроорганизмов.
На микробиологии я почувствовал себя в роли детектива-микробиолога. Злоумышленник заставил выпить жертву очень странную жижу, и нам надо было найти в ней патогенные бактерии. Красили по Граму, делали раздавленную каплю, рассуждали и искали преступника. Очень тяжело было в силу того, что на 100% определить или увидеть особенные морфотипы было невозможно, и это очень сильно пугало. Из кабинета я вышел с мыслью, что солью всю микру.
Следующим был кабинет зоологии позвоночных. Даны четыре объекта: тушки млекопитающего и птицы, череп и влажный препарат (рептилия, амфибия, рыба), и нам нужно было определить их до вида с использованием определителя. Второе задание предполагало изучение звуков животных — от типичного соловья до экзотических касаток. А третье было посвящено видео с попугаями ара, где они смотрели на экспериментатора и обучались. В общем, я доволен данным кабинетом, но не рассчитываю на 50 из 50 баллов.
Далее идёт кабинет анатомии растений. Нам был дан орган растения, нужно было сделать срез, покрасить его, зарисовать и выполнить тестовые задания на основе данного препарата. Срез у меня получился на 5 из 5 баллов, чему я очень рад, а вот насчёт рисунка и тестовых заданий я не уверен. Надеюсь, всё будет хорошо.
Последний и самый ужасный кабинет был посвящён физиологии человека и животных. Нам было дано видео и два схематичных рисунка. На видео была запечатлена активность желудка при разных условиях: при капании воды, сахара и нейромедиаторов. И на основе этого необходимо было заполнить таблицы.
Наиболее сложными мне показались задания фчж и микры. В эти моменты я понимал, что делаю глупость, и от этого становилось грустно. А интересными я бы посчитал задания микры и о голосах животных. Пусть они и были сложными, мне нравилось проводить махинации с исследуемой жижой, а голоса животных мне всегда нравилось слушать, поэтому я смог раскрыть свой потенциал как раз в этом задании.
Полина Кочкурова, 11 класс
К практическому туру я по большей части готовилась на разных сборах и выездных программах, например, в «Сириусе». Иногда получалось сделать что-то и в школе, но не всегда имелось подходящее оборудование. Прорешивание и разбор практических туров прошлых лет тоже оказались очень полезными в подготовке, но работа руками — прежде всего.
Первый кабинет у нашей группы был по физиологии растений. Как и всегда, в нём сочетались задания не только по классической физиологии, но и по анатомии растений. Нужно было сделать анатомический «срыв» эпидермы листа гороха, покрасить его и зарисовать, а дальше успеть прорешать теорию. С последним было труднее, но, к счастью, нам добавили дополнительные пять минут.
Дальше — биоинформатика, где главной целью было поработать с геномными и белковыми последовательностями, сравнить их и сделать выводы. Кабинет биохимии, как и обещали, сделали проще. Из практики нужно было только поставить биуретовую реакцию на белки, а остальное — расчёты. Последним и самым необычным оказался кабинет «Этологии и экологии», где нам не требовалось ничего считать, но нужно было много анализировать и делать выводы.
В этом году практур был хоть и несколько необычным, но не настолько завальным, как в прошлом году (здравствуй, чайный гриб!). Задания были интересные, действительно заставляли подумать и быстро включится в курс дела.
Автор: Анна Соколова