Татьяна Симонян: «Наши дети самые умные!»
У председателя жюри всеросса по английскому и доцента МГПУ Татьяны Симонян непростая задача: находить самых умных среди самых-самых умных. Пока участники всеросса отвечали на устном туре, мы поговорили с Татьяной Арменовной о путях, которые выбирают всероссники, преподавании английского олимпиадникам и о критериях заданий.
Автор: Елена Асиновская, Евгения Ларина
Татьяна Арменовна, добрый день. Расскажите, почему вы принимаете участие в организации всеросса, почему вам это нравится?
Мне это нравится, потому что я общаюсь с гениальными, талантливыми людьми — в первую очередь с участниками, от которых я черпаю энергию. Меня заряжает эта энергетика, я молодею, становлюсь прекраснее. Поэтому я и занимаюсь этим.
Вы довольно давно занимаетесь олимпиадами. Расскажите, как за последние 10 лет изменился всеросс — и задания, и дети, которые приезжают на него.
За последние 10 лет, конечно, очень сильно изменился всеросс. В самом начале всё было не столь сложно. Если лет пять назад задания были такой же сложности, как сейчас, то по сравнению с 10–12-летней давностью вопросы сейчас на порядок труднее. Наверное, это связано с тем, что качество образования и интерес детей к английскому возрастает. Всё больше и больше возможностей — по крайней мере, было до пандемии — путешествовать. Участники сильнее с каждым годом, поэтому, естественно, приходится усложнять задания. То, что было 10 лет назад, и то, что есть сейчас — это небо и земля. Эта закономерность ясна. Чем сильнее дети, тем сложнее выбирать, поэтому задания должны быть сложнее.
Урок с олимпиадниками строится нестандартно. Например, там обычно не прорабатывают одну конструкцию по 45 минут. Интересно ли вам так преподавать?
Конечно, интересно. С олимпиадниками, с одной стороны, очень сложно работать, потому что ты должен соответствовать уровню, а с другой стороны, очень легко — именно потому, что им не надо дриллить бесконечные конструкции, они уже всё знают. и им достаточно просто один раз освежить в памяти. А я человек, которому всё время нужно идти вперёд, я не люблю повторяться. Конечно, с олимпиадниками очень интересно и прекрасно, но всё время приходится себя немножко подстёгивать, потому что они умные и не прощают промахов. Надо всё время быть на полшажка впереди, не могу сказать «на полголовы», потому что ребята прекрасные, — но на три волосинки выше, чем они.
Вы также работаете со студентами. Мы понимаем, что уровень школьников на всероссе зачастую даже выше уровня студентов, по крайней мере начальных курсов. Чем для вас отличаются ребята-всероссники от студентов?
Прежде всего они отличаются мотивированностью. Ту мотивацию, которая заставляет всероссников двигать локомотив знаний, невозможно сравнить со студенческой. Студенты 1 курса уже немножечко расслабленные. Да, на самом деле очень многие участники ЗЭ уже имеют уровень С1, а то и С2, который можно сравнить, пожалуй, даже с носителями. Некоторые из них являются билингвами, здесь уже и говорить об уровне не приходится.
Вы преподаёте в МГПУ. Всероссники, если пользуются БВИ, зачастую идут в МГУ или ВШЭ. Как мотивировать детей идти в пед, ведь многие из них всё равно потом становятся преподавателями?
Это сложный вопрос. Некоторые просто не хотят целенаправленно идти в педагогику — возможно, были личные травмы в детстве от учителей, не могу сказать. Честно говоря, сейчас просто на пике популярности находятся лингвистика в Вышке, МГЛУ, МГУ. Педагогика является определённым выбором, и к этому надо идти. Мне кажется, всероссники не рассматривают это, потому что они витают в облаках: им кажется, что сейчас им покорятся все вершины, ну а что педагогика? А потом они понимают, что педагогика — это хороший преподаватель, который может мотивировать ученика, и это очень много. Только личным опытом можно мотивировать студентов, что мы и делаем. Мы очень стараемся.
Какие ещё есть карьерные пути у олимпиадника по английскому?
У олимпиадника по английскому много путей. Но если мы говорим только про английский язык, то это достаточно сложно, потому что это лишь некое приложение. Если мы выезжаем за пределы нашей страны, то английский язык — это ничего, просто средство коммуникации, и этим средством владеют практически все. Поэтому перспективы олимпиадника по английскому, если у него нет знаний в других областях, — это лингвистика, переводческая и педагогическая деятельность. С другой стороны, он может чувствовать себя как рыба в воде в любой другой стране: если он хочет куда-то уехать, то это очень хороший старт. Все дороги открыты.
Есть ли смысл учиться в России на иньязе после взятого всеросса?
Естественно, есть, ведь там всё-таки немного другая направленность. На всероссе нужен просто язык, а на иньязе происходит углубление: история языка, страноведческий аспект, стилистический аспект. Это углубление всё равно поможет. Я не могу сказать, что если ты победитель всеросса, то обязательно должен куда-то уехать. Нет предела совершенству, и на инъязе можно открыть много нового.
Кстати, сравнивая наше и зарубежное, мы видим, что всеросс похож местами на Кембриджские экзамены, местами на TOEFL. Чем всеросс отличается?
В плане лексических и грамматических аспектов, а также конкурсов чтения и аудирования — практически ничем не отличается, потому что всеросс базируется на комбинации различных экзаменов. Но он, конечно же, отличается социокультурной компетенцией, которая и является самой сложной. Ни один из этих экзаменов не настолько специфичен, чтобы проверять именно этот аспект. Наши дети самые умные!
Ещё вопрос про критерии. Опять же, если мы смотрим на зарубежные экзамены, в них будут учитываться fluency, accuracy и range (свобода владения, точность, богатство речи) в балансе. На всероссе же учитывается количество ошибок. В чем вы видите преимущества такого подхода?
У нас учитывается всё, на самом деле: и accuracy, и fluency… Я не знаю, возможно, это не преимущество, а недостаток, но таковы правила. Если учитывать accuracy и fluency, то очень сложно будет выбирать победителей, потому что практически все участники этим владеют. Получается, единственное, чем можно мотивировать и проверять наших студентов, учеников, участников олимпиады — это количество ошибок. Это помогает показать, куда им стремиться. Они тогда видят свои ошибки и знают, что им нужно стремиться к совершенству.
Блиц. Топ-3 любимых учебника на Proficiency?
У меня нет. Я не могу рекламировать никаких учебников, они все хорошие. Не буду называть никакой, потому что обидятся все остальные.
Любимый формат раздела Use of English?
Я очень люблю кроссворды, конечно же, и социокультурную компетенцию. Это то, что отличает самых умных от самых-самых умных.
Любимый аспект для преподавания: и язык, и если выбирать из 4 skills?
Я очень люблю Speaking и аудирование, но в таком формате, когда я слушаю, что говорят дети, я «аудирую» и впитываю это в себя. Я и фонетику, и грамматику люблю, и всё. Точно так же, как с учебниками: выбрать не могу.