Литературные ветераны: советы победителей всеросса прошлых лет
В преддверии олимпиады по литературе мы поговорили с теми, для кого она уже пройденный этап. Победители всеросса прошлых лет поделились опытом, рассказали о способах борьбы с волнением и о секретах успешного выполнения заданий.
Александра Печникова, сборная Республики Татарстан, победитель 2022 года
В 9 классе мы с Оксаной Вячеславовной, моей учительницей по литературе, ехали на первый в моей жизни региональный этап ВсОШ. Я волновалась и не могла отделаться от мысли, что абсолютно все остальные участники гораздо достойнее и умнее. И тогда, почувствовав моё беспокойство, Оксана Вячеславовна сказала: «Саша, мы едем не побеждать, мы едем на праздник разума».
Поняла я эту мысль только в тот момент, когда раздали задания. Анализировать текст не для того, чтобы получить диплом. Анализировать текст, потому что это просто интересно. На заключительном этапе от нескольких заданий во многом зависит наше будущее, однако не стоит забывать, что во время проведения олимпиады в одном месте собирается много-много ребят, которые любят литературу так же, как и ты. Любовь к предмету и возможность общаться с умными людьми — кто от такого откажется?
Не запирайтесь в клетку собственных страхов. Мне тоже было сложно из неё вылезти, но это необходимо для того, чтобы олимпиада стала одним из прекраснейших событий в жизни. И помните: всё, что ни делается, к лучшему!
Ольга Коркина, сборная Москвы, победитель 2021 года
До тура
На олимпиаде важно оказать себе психологическую поддержку: за вас это никто не сделает. Нужно понимать, что на олимпиаде жизнь не заканчивается. Это прекрасная возможность как минимум получить опыт, знания и встретить единомышленников, как максимум взять диплом. Важно ваше отношение. Я проиграла в 9 классе, потому что взяла на себя слишком много, воздерживалась от творчества и отдыха. А в 11 классе смогла всё совместить, правильно расставить приоритеты, поэтому победила. Каждая из этих историй — ценный опыт.
На туре
Чтобы справиться с волнением, хороша дыхательная гимнастика, можно также размять пальцы. Если взгляд «замылился», советую поморгать некоторое время, рассеять и сфокусировать зрение снова. И конечно, нужно приложить усилия и думать во время олимпиады о текстах и о литературе, а не о том, что будет после: это сильно отвлекает и, главное, мешает основной цели.
Еще советую всегда быть собой. Найти свою фишку — то, чего больше ни у кого нет. А у вас будет. В моём случае это взгляд через призму литературного творчества. Даже если идея возникнет неожиданно, но она прекрасно вписывается в контекст, уместна и соответствует при этом критериям — получится здорово. Об этом не задумываешься специально, оно приходит само. Но это не только вдохновение, но и результат долгой и упорной работы.
Важный совет: оказывайте друг другу поддержку и помощь (разумеется, речь идёт не о списывании: всё-таки это дело чести). Да, у вас один предмет, но вы друг другу не враги и не конкуренты, а товарищи по цеху. Познать литературу до конца никто не в состоянии: в ней всегда находится место новому прочтению и интерпретации. Вы можете обмениваться точками зрения, советами, идеями, пока вместе готовитесь. Вы соревнуетесь всегда и только с самими собой. Вывод: оставаться людьми и играть по правилам. Желаю вам удачи и успехов!
Елисей Обожин, сборная Свердловской области, победитель 2021 года
Об анализе текста
Круто, если вы видите интертекстуальность, замечаете традицию, которая стоит за текстом, если вы можете считывать какие-то реминисценции, цитаты, подтексты. Но на самом деле, для понимания и анализа это не основное. Главное — соединить содержание и форму. Иногда содержание «более понятно» по сравнению с формой, либо наоборот, форма более интересна, чем содержание. В любом случае каждый текст требует своего подхода. Я думаю, если вы дошли до заключительного этапа, то уже видите для себя какие-то пути анализа.
О творческом туре
Здесь я посоветую прислушиваться к личному опыту. Например, связанному с искусством. Возможно, вы посещали музыкальную или художественную школу — полученные знания могут пригодиться. Обязательно используйте весь свой инструментарий, насмотренность и начитанность.
Представим, нужно придумать какие-то декорации к пьесе по роману — сразу вспоминайте, какие фильмы вы видели, какие направления в искусстве, в живописи вам знакомы. Не бойтесь заимствовать приёмы, которые вы хотели бы увидеть в той или иной постановке. Мыслите по-своему, но используйте то, что уже изобретено, что уже есть в культуре.
Об устном туре
Я думаю, устный этап во многом про моральное состояние: перед ним важно глубоко вдохнуть и выдохнуть. Постарайтесь подойти к нему, как к разговору с людьми, которые вас понимают. Ваши собеседники так же заинтересованы в диалоге о литературе, искусстве и прекрасном. Устное испытание — возможность говорить о том, что вас волнует. Если вам, например, нравится что-то в литературе, вы сможете это выразить — сильно умничать на устном этапе совсем не обязательно.
Делайте то, что вам нравится, в чём вы искренне заинтересованы. Если вдруг в задании подкаст или проект о литературе, а вам всю жизнь нравилась сказки, то пусть это будет о сказках, тем более это тоже часть литературы. Или, например, вы любите экранизации, и если вам попадётся какой-то фильм, то почему бы не поговорить о кинематографической интерпретации литературного произведения?
И последнее: отдыхайте!
Не бойтесь послушать любимую музыку, прогуляться, если есть рядом парк, пообщаться с друзьями, поспать. Получите максимальное удовольствие от всех этапов, которые вас ожидают.
Полина Авдиюк, сборная Москвы, победитель 2022 года
Во всероссе я участвую с девятого класса и сейчас (в одиннадцатом) мне предстоит снова его писать. Но каждый раз это происходит с совершенно разным мироощущением и восприятием как олимпиадного процесса, так и литературы и филологии в целом.
Исходя из этого каждый раз нового опыта, я могу сказать, что самое важное — это слушать себя и быть внимательными к тем изменениям, которые происходят с вами, наблюдать за интеллектуальным, духовным и психологическим ростом, за своим развитием. Нужно следить за этим и выносить важный опыт, а не просто испытывать стресс.
Я советую контролировать своё восприятие: стараться не думать, что вы как-то не так мыслите, не сравнивать себя с другими, что, конечно, сложно в конкурентной среде. Мне, наверное, больше всего помогала как раз концентрация на себе, собственном росте, читательском, олимпиадном и жизненном опыте.