Булат Курамшин: по ту сторону олимпиады по химии

Мы поговорили с членом жюри ВсОШ по химии Булатом Курамшиным о том, чем его привлекает химия и преподавание, о сложностях в работе жюри, а также современных олимпиадниках.

Сейчас Булат Камилевич является студентом Химического института им.А.М.Бутлерова КФУ, а в прошлом был трехкратным победителем заключительного этапа по химии, двукратным золотым медалистом Международной Менделеевской олимпиады, золотым медалистом Международной олимпиады по химии. Он входит в состав  жюри ВсОШ, преподает в ОЦ "Сириус" и в Лицее №131 Казани.

Автор: Лика Родина

Правильно я понимаю, что олимпиады продолжают играть важную роль в вашей жизни во время учебы в университете?

Я не участвовал в студенческих олимпиадах , потому что олимпиады за школьный период мой собственный спортивный интерес покрыли. В университете мне интереснее было работать с более юными химиками и писать задачи для олимпиад. Сейчас я оканчиваю специалитет химического института КФУ, параллельно с учебой с первого курса работаю в Казанском Лицее №131, в котором сам учился и который традиционно воспитывает львиную долю казанских олимпиадников-химиков. Последние два года я вместе с несколькими товарищами организовал ещё и городской олимпиадный кружок, и сегодня на Всероссийской олимпиаде все татарстанцы 9 и 10 классов — это наши ученики.

Расскажите о своем опыте преподавания. Почему вы выбрали это дело?

Моя семья исторически имеет преподавательские корни: у меня есть дед-профессор химии, был прадед — профессор биологии, а бабушка 50 лет проработала учителем начальных классов. И хотя никто ни к химии, ни к тем более учительству и преподаванию меня не склонял, работать со школьниками мне очень нравится, и останавливаться в этом деле я не планирую.

Пока каждый новый учебный год мне удаётся придумывать или становиться участником новых форматов работы: это и обычные школьные уроки, и олимпиадный кружок в отдельном лицее, и работа в сменах «Сириуса», и выезды в другие регионы по приглашению. Так, например, за прошлый учебный год до пандемии и карантина я успел побывать с занятиями для школьников и учителей в Воронеже, Южно-Сахалинске, Тюмени, Магнитогорске, Владикавказе и на зимних сборах к международной олимпиаде в МГУ.

Чем вас еще в школьные годы привлекла химия?

Мне довольно трудно сказать, что именно привлекло меня в химии в школе. В свой лицей я поступил с нацеленностью на физику и математику, но с точки зрения активности в подготовке к олимпиадам учитель химии оказался самым активным, за что я ей всегда был и остаюсь благодарен. Кроме того, директор нашего лицея тоже химик. И совокупность занятий со своим учителем и занятий в кружке, который вела директор лицея, дала очень хороший результат.

Как давно вы входите в состав жюри ВсОШ?

В жюри ВсОШ по химии я с первого курса, то есть уже пятый год (правда, из-за пандемии только 4-й раз). Сначала было довольно необычно: в первые два года участниками были те, с кем вместе я участвовал в олимпиадах сам. Сейчас этого нет, все дети уже знают меня только как составителя заданий и преподавателя.

Что самое сложное в работе жюри?

Работа жюри непростая и интересная, требует очень большого терпения и внимательности. Проверить 300 работ одинаково и по возможности не изменяя стиля проверки — это одна часть сложности. Иногда к концу проверки ловишь себя на мысли, что где-то по пути начал засчитывать, например, частичным баллом продвижение в решении, которого в первых работах не засчитывал, приходится перелопатить все работы заново, чтобы все были оценены одинаково. Вторая часть сложности — провести показ работ, когда участники лично общаются с жюри с целью убедить в правильности или частичной правильности своего решения. Я стараюсь провести беседу с каждым учеником так, чтобы даже если баллов ученик не получил, он ушёл от меня без злобы, с пониманием, что оценили его справедливо, и иногда с новыми знаниями по теме задачи.

Видите ли вы какие-то различия между олимпиадниками, которые участвовали в соревнованиях вместе с вами, и теми, кто приехал на закл сейчас?

Всеросс по химии за последние пять лет ощутимо эволюционировал по уровню сложности и по кругу тем, которые затронуты в задачах. В этом году по баллам участников видно, что со сложностью комплекта даже переборщили. Отчасти усложнение связано с тем, что школьники постепенно привыкают решать задачи схожего формата, и составителям нужно придумывать новые способы проверять олимпиадное, оригинальное мышление. А отчасти с тем, что у составителей есть желание осветить в задачах современные достижения химии, а это неизбежно влечёт усложнение материала задач. Вместе с задачами олимпиад меняются и сами олимпиадники: по моим впечатлениям, им приходится читать ещё больше книг и запоминать больше информации, чем это было в годы моего участия, потому что становится меньше задач, в которых смекалки и базовых знаний достаточно, но больше задач, в которых более глубокие знания просто необходимы.